В 1919 году в усадьбе был открыт музей, который с 1932 года стал именоваться как Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.». В 1972 году территория вокруг усадьбы была объявлена музеем-заповедником. В 1976 - 1983 гг. – проведена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке тканное убранство стен и мебели.
Дворец предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Площадь всей усадьбы составляла 230 гектаров, и принимала иногда (во время самых торжественных приемов) до 30 тысяч гостей. На территории также был театр. Екатерина II, часто посещавшая имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение Прасковьи Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.
Особую благодарность при создании аудиогида хочу выразить директору музея Сергею Владимировичу Авдонину, экскурсоводу Гаянэ Аветян за озвучку, заместителю директора по научной работе Сягаевой Людмиле Венадьевне и заведующей рекламно-просветительным отделом Яхненко Елене Васильевне. В ближайшее время будет готов тур по самой усадьбе, а сейчас приготовьтесь погулять по залам Дворца и послушать звук напольных английских часов XVIII в. с музыкальной репетицией...
Установив приложение, в поиске пишем Кусково и наслаждаемся.
Аудиогид "Тур по усадьбе Кусково." можно посмотреть и послушать в интернете с компьютера, щелкнув сюда.
Сохранность усадьбы: На территории бывшей усадьбы расположен музей.
Архитекторы усадьбы: Ф.С. Аргунов, А.Ф. Миронов, Ю.И. Кологривов, Шарль де Вальи.
Адрес: г. Москва, улица Юности, д.2.
Режим работы и стоимость входа: с 10.00 до 18.00. Понедельник и вторник, последняя среда месяца - санитарный день.
Дата фотографий: 31 августа и 1 сентября, 2015 год.
2. Дворец, композиционный центр ансамбля «Кусково», был построен в 1769-1775 годах под руководством известного московского архитектора К. Бланка в стиле раннего классицизма. |
Назначение Дворца – не для жилья, а только для приема гостей, - отразилось в его оформлении. Это своеобразный театр, который должен поражать и восхищать зрителей, а программа приемов гостей чередоваться от парадных шествий, знакомства с уникальными произведениями до праздничных обедов, танцев, музыкальных концертов и игр. Название и убранство залов не повторяются, однако вместе они образуют единую композицию, где различные виды искусств, каждое отдельное произведение или декоративная деталь подчинены общей художественной идее. Объединенные в целостный художественный ансамбль, они создают уникальный образец русского усадебного интерьера XVIII века. |
План кусковского дворца. |
3. Художественная отделка Парадных сеней выдержана в характере строгой торжественности. Стены и пилястры расписаны «под мрамор». В летний сезон во всех комнатах лежат ковры, зато открыты все комнаты дворца. |
Фото 1977 года. "Кусково. Дворец. Вестибюль". Источник: pastvu.com . |
4. Декоративные алебастровые вазы украшены гирляндами из овощей и фруктов, выполненными немецким скульптором-декоратором Иоганном Юстом в технике «тесненной бумаги», имитирующей старинную бронзу. |
5. На гербе девиз Шереметевых – «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет все»). |
6. Мраморный канделябр в виде фигуры девушки, поддерживающий "рога изобилия". |
7. Карточная – небольшая проходная комната между парадными гостиными и танцевальным залом Дворца – использовалась для игры в карты. |
8. Убранство Карточной составляют портреты русских и западноевропейских монархов и государственных деятелей XVIII века. |
9. Десюдепорт в карточной. |
10. Бильярдная. |
В Россию бильярд привозит Петр I из Голландии. Ко второй половине XVIII в. бильярдные гостиные в русских дворцах получают широкое распространение. |
11. В архитектурное убранство Бильярдной включены изразцовая расписная печь и камин. |
12. Столовая завершает восточную часть южной анфилады Дворца. |
13. Живописный аллегорический плафон «Юнона» выполнен Карлом Легреном в середине XVIII века в стиле барокко.
|
14. Парадный стол. Вторая половина XVIII в. |
15. Тарелка-обманка. |
16. К Столовой примыкает Буфетная, служившая для хранения посуды и столовых приборов. |
17. Буфет-горка (мастер И. Юст, 1770-е годы), образцы фарфора (Россия, Западная Европа, XVIII в.)
|
18. Прихожая гостиная, как и Карточная, является проходной и в Танцевальный зал, и в Шпалерную гостиную. |
В отопительной системе Дворца традиционные для России изразцовые печи с редким расписным декором сочетаются с мраморными каминами, мода на которые приходит в русский интерьер из Западной Европы. |
19. Тканый портрет императрицы Екатерины II, выполненный в 1766 г. |
20. Вазы (Япония, Китай XVIII в.). |
21. Центр стены в Шпалерной гостиной выделен мраморным камином с зеркалом и резным золоченым экраном, по сторонам которого установлены мраморные бюсты владельцев усадьбы – графов Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны. |
Фото 1947 года. "Шпалерная гостиная". Источник: pastvu.com . |
22. Шпалеры-вердюры с вытканными пейзажами не только выполняют роль «декораций», но и органично сочетаются с видами парка и пруда, открывающимися из окон гостиной. |
Фото 1947 года. "Кусково". Источник: pastvu.com . |
23. Десюдепорт в Шпалерной. |
24. Парадные портреты в Малиновой гостиной. Великий князь Павел Петрович (Д. Левицкий), Екатерина II (неизвестный художник II половины XVIII в.), великая княгиня Мария Федоровна (Д. Левицкий). |
25. Наборный звездчатый паркет в Малиновой (или Наугольной) гостиной. |
26. По сторонам завершающего анфиладу зеркала установлены мраморные бюсты фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и его супруги, графини Анны Петровны, работы академика Ф.Шубина. |
27. Пышная резьба консоли под центральным зеркалом. |
Сюрпризом для гостей являлось звучание заводного механического «органчика», футляр которого - редкий образец резьбы по дереву 1780-90 годов известной московской мастерской Павла Споля. Он воспроизводил модные концерты, танцы и увертюры к операм, которые ставились крепостными актерами знаменитого Кусковского театра, в частности, увертюра из чрезвычайно популярной оперы Монсиньи «Дезертир», шедшей также на сцене шереметевского театра. |
28. Органчик. |
29. Механизм органчика состоит из трубок и валиков, с помощью которых воспроизводились музыкальные произведения. |
30. Парадная спальня. |
Мода на Парадные спальни приходит в Россию из Европы в XVIII в. и получает широкое распространение в русских дворцах. |
31. Основу композиции спальни графа Шереметева составляет стена с нишей-альковом, в которой расположена белая резная золоченая кровать со сложным балдахином. |
32. Настенные французские часы (мастерская Шарля Буля, первая половина XVIII века). |
33. Живописное убранство Кабинета-конторки (на заглавной фотографии) составляют натюрморты-«обманки» - редчайшие образцы этого жанра в русском искусстве 30-х годов XVIII века. |
34. Кабинет-конторка. |
35. Кресло со спинкой «на угол» (Россия, первая четверть XVIII в.) - яркий образец мебели петровского времени. |
36. Мраморная скульптура русской работы XVIII в. |
37. Стол для нот и гравюр с изображением панорамы кусковского парка работы мастера Н. Васильева. |
38. Диванная комната. |
39. Библиотека. Стены украшены резьбой по дереву, цветным туфом, а ниши – гирляндами из ракушек и росписью. |
40. Золоченое кресло в Библиотеке. |
41. Портрет калмычки Анны Николаевны во Вседневной опочивальне. |
42. Вседневная опочивальня использовалась для отдыха в течение дня. |
43. Камин декорирован французскими мраморными вставками с росписью «в помпеянском стиле», получившем широкое распространение во второй половине XVIII века благодаря раскопкам античных городов Геркуланума и Помпеи. |
44. Напольные английские часы XVIII в. с музыкальной репетицией. Звук часов можно послушать в аудиогиде здесь. |
45. Картинная. Самое раннее произведение - работа итальянского мастера середины XVI в. М.Тозини «Мадонна с младенцем». |
46. В Картинной размещены произведения живописи различных западноевропейских школ XVI-XVIII веков. |
47. Паркет, набранный «перетекающими кругами» в Танцевальном зале. |
48. Танцевальный зал или Зеркальная галерея – самый большой и торжественный зал Дворца. |
Фото 1977 года. "Кусково. Дворец. Танцевальный зал". Источник: pastvu.com . |
Фото 1947 года. "Кусково. Дворец. Танцевальный зал". Источник: pastvu.com . |
49. На огромном полотне площадью более 100 кв.м. прославляется род Шереметевых – носителя всевозможных добродетелей и покровителей искусства. |
Ссылки
КУСКОВО. К 90-летию музея-усадьбы [Науч. ред. Л. В. Сягаева ; ред. М. М. Богданович] Издательство: Тритона, 2012 год Мягкая обложка, 296 стр. |
http://www.kuskovo.su/ |
http://deadokey.livejournal.com/77066.html |
http://apograf.ru/kuskovo/ |
Установив приложение, в поиске пишем Кусково и наслаждаемся.
Аудиогид "Тур по усадьбе Кусково." можно посмотреть и послушать в интернете с компьютера, щелкнув сюда.
Journal information