Старые карты |
|
Павле начал воинскую службу в 1780 году сержантом Преображенского полка.Ему исполнилось в ту пору три года. В 22 года он уже пребывал в звании майора, участвуя в Итальянском походе Александра Васильевича Суворова. История умалчивает о воинских успехах майора, зато она не скупится на подробности вокруг событий, происходивших в то время в столичном городе Петербурге. А заключались эти события в том, что император Павел соизволил обратить свое внимание на молоденькую фрейлину Анну Лопухину.
|
|
1300-1700 года |
|
Загнанная в угол опытными интриганами, Лопухина в слезах призналась своему августейшему воздыхателю, что сердце ее хотя и принадлежит государю, но в этом сердце пылает огонь любви к князю Павлу Гагарину. |
|
1797 год. |
|
И тогда... И тогда государь велел передать Суворову, что весть о ближайшей победе в Петербург должен привезти сын князя Гавриила. Павел так и повелел буквально – о первой, ближайшей же победе. Другому он бы сказал – о ходе военных действий или первое же важное сообщение, но он знал Суворова - тот сражений не проигрывает и долго ждать с вестью не заставит. В июне 1799 года вытребованный фельдъегерь имел честь лично доложить императору о том, что в битве при реке Треббия войска фельдмаршала наголову разбили армию французского генерала Жака Макдональда. |
|
1821 год. |
|
Вскоре за тем была помолвка княжны и князя, а потом и свадьба их".Благодеяния Павла коснулись, естественно, не только молодого генерала. Его супруга Анна Петровна стала камер-фрейлиной, ее мачеха – статс-дамой, а отец – генерал-прокурором и членом Государственного совета. А за несколько месяцев до этого в княжеский герб Лопухиных было внесено имя Анна, что в данном случае считалось не именем, а переводом древнееврейского слова "благодать". |
|
1860 год. |
|
Анной Павел называл корабли и приказывал золотом вышивать это имя на знаменах гвардии. По преданию, он даже велел окрасить стены Михайловского замка в красный цвет – цвет перчаток своей возлюбленной. Все это, видимо, и дало повод историку Петру Ивановичу Бартеневу написать однажды, что "княгиня Анна Петровна Гагарина, урожденная княжна Лопухина, - предмет рыцарского поклонения императора Павла". |
|
1925 год. |
|
В 1813 году, иждивением князя Павла Гагарина в типографии Военного министерства была выпущена книга "Забавы уединения моего в селе Богословском". Подзаголовок: "Оставшееся творение князя Гавриила Петровича Гагарина". |
|
1939 год. |
|
"Жил я с довольством, теперь в недостатке, был от всех почитаем, теперь в презрении и унижении". И снова, через несколько страниц: "Горьки мои обстоятельства".В этой книжке есть несколько любопытных штрихов, которые позволяют расширить наши представления о гагаринской усадьбе в Богословском-Могильцах. |
|
1939 год. |
|
Большинство же глав посвящено душевному состоянию автора. Они так и названы: "О мне самом", "О уединении", "О надобности быть деятельному" и т.д.Сам князь назвал свои записки "маранием и бреднями". Но это, надо думать, не более чем кокетство престарелого вельможи, потому что в том же предисловии он выражает надежду, что "сии бредни перейдут в руки детей или друзей моих...". |
|
1942 год. |
|
Через пять лет после того, как старый князь обрел вечный покой под камнями церкви Иоанна Богослова, что в Могильцах, его сын исполнил отцовскую волю.А несколько раньше, тоже, видимо, по наказу старого князя, Павел Гавриилович передал одной из масонских лож хранящиеся в доме гроссмейстера (уж не в Могильцах ли?) предметы ритуала "вольных каменщиков". Что это были за предметы, легко узнать из главы романа Л.Н. Толстого "Война и мир" – там, где Пьера Безухова посвящают в масоны. Он увидел циркуль, шпаги, белые кожаные фартуки – символы крепости и непорочности, лопаты, напоминающие о необходимости трудиться и очищать свое сердце от пороков, а также ковер с изображением на нем солнца, луны, молотка, отвеса и т. д. |
|
Google |
|
Толстой, работая над романом, не один день просидел в Румянцевской библиотеке. "...Пошел в Румянцевский музей и сидел там до 3-х, читал масонские рукописи – очень интересные...", – писал он в ноябре 1866 года жене. Многие фамилии, встречающиеся в главах романа, посвященных принятию Пьера Безухова в ложу, соседствуют в бумагах воронцовского и куракинского архивов с именем князя Гагарина. Вернее, фамилии подлинных лиц, раскрытых позже исследователями творчества Льва Толстого: граф Виельгорский (в романе – граф Вилларский), О.А. Поздеев (у Толстого – Бездеев) и другие. |
|
Google |
|
Павел Гавриилович в первые годы после смерти отца в Могильцах не жил. И есть основания думать, что не по своей воле. "Те обстоятельства, которые четвертый уже год не дозволяют мне свободного входа в жилище отеческое, исчезнут когда-нибудь", - писал он в предисловии к отцовской книге. Если от даты, когда написаны эти слова, отнять указанный молодым князем срок, то получится, что "свободный вход" был закрыт наследникам в Могильцы почти сразу же после смерти Гавриила Петровича. |
|
Google |
Старые фотографии |
|
После женитьбы Павел Гавриилович вел, по-прежнему, жизнь скромную, незаметную. "Человек тихий, добрый", – так отзывался о нем издатель "Северной пчелы" Николай Иванович Греч, сошедшийся с князем в последние годы. В 1809 году в типографии Платона Бекетова вышла книга Павла Гагарина "Тринадцать дней, или Финляндия" – своеобразный путевой дневник, который он вел, сопровождая в поездке Александра I. Это была одна из последних его обязанностей при дворе. |
|
Общий вид храма после реставрации |
|
Александр Иванович Тургенев "Тринадцать дней ..." назвал "пустой книжкой". Однако современный исследователь Н.М. Молева отмечает, что труд Павла Гагарина относился к числу изданий, которые "весьма похвалялись современниками". Дальше речь идет о таинственной истории, где героиней стала одна старинная книга. |
|
Барабан западного купола |
|
Хранится это издание в Музее книги Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Имеются в музейном фонде два экземпляра – эта деталь для нас важна. Тоненькая, в одну восьмую печатного листа, в переплете под кожу, с золоченым названием на корешке "Эротические стихотворения". Издана в Санкт-Петербурге в 1811 году, в типографии Шнора. Автор книги не указан. |
|
Вход в зимнюю церковь |
|
. Против авторства Гавриила Петровича косвенно возражает другой, не менее авторитетный, источник – энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Называя Г.П. Гагарина писателем, он приводит только его теологические творения, подчеркивая при этом, что князь "отличался благочестием и тайным подвижничеством". Ничего себе благочестие – "Эротические стихотворения"! Но в этой же статье Брокгауз и Эфрон ошиблись, сказав, что "Забавы уединения моего..." написаны автором в некоем ...Богородском. А что, если и по отношению к его поэтическим опытам они проявили такую же невнимательность? |
|
Северный фасад |
|
Первый том "Словаря русских писателей 18 века" сообщает, что "Эротические стихотворения" ошибочно приписываются Григорию Ивановичу Гагарину, и однозначно называет автором сборника П.Г. Гагарина. Доводы автор статьи доктор филологических наук Н.Д. Кочеткова, приводит веские: в сборник Павел Гагарин включил много стихов, "публиковавшихся в 1790-е годы, подвергнув некоторые значительной переработке, в ряде случаев изменив заглавия". Итак, автор сборника - один из главных персонажей нашего повествования, и это дает нам право рассказать об "Эротических стихотворениях". И все же будоражит мысль: что побуждало многих приписывать этот сборник другим лицам и какие основания позволяли такому солидному библиографу, как Василий Плавильщиков, назвать автором Гавриила Гагарина? |
|
Графическая реконструкция первоначального вида храма |
|
Павел Гагарин умер в 1850 году. В 1831-м он женился на балерине Марфе Спиридоновой. Эта фамилия значится в "Русских портретах". После его смерти, во второй половине ХIХ в. село переходит в государственное ведомство. Усадьба постепенно приходит в упадок. С этого времени начинаются и серьезные переделки церкви. |
|
Княжны Анна и Варвара Гагарины. Худ. В.Л. Боровицкий. Конец XVIII в. |
|
Так, по литературным источникам удалось установить, что с 1851 г. и до конца ХIХ века церковным старостой был местный купец – лесопромышленник из соседней деревни Талицы В.П. Аигин, на средства которого содержалась и ремонтировалась церковь. Аигины оказались хозяевами рачительными, основательными. Построили в Могильцах несколько домов, заботились и о пище духовной: много тратили денег на местную церковноприходскую школу, еще больше - на церковь. Однако историки архитектуры на Аигиных в большой обиде. "Церковь в 19 веке дважды перестраивалась, что привело к принципиальному изменению облика памятника...", – сетуют авторы статьи в справочнике "Памятники архитектуры Московской области" (М., 1975). И далее: "Поздний декор, выполненный в штукатурке, эклектичен". |
|
Княгиня А.П.Гагарина (урожд. Лопухина). Худ П.Стролли 1800 г |
|
В справедливой обиде на Аигиных был и П.П. Кончаловский. В книге "По Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге" (М., 1897), на страницах, где речь идет о соседнем с Могильцами Софрине, он с горечью рассказывает о том, что в здешней церкви в семи ярусах местного иконостаса были иконы греко-фряжского письма. Однако в 1883 году "щедротами местного богача В.П. Аигина старый иконостас выброшен и поставлен другой, в новом стиле. К счастью, благодаря завету старого священника, в этот иконостас вделаны замечательные по древности и по замысловатой композиции и исполнению царские двери". Потери, конечно, обидные, но они, к слову сказать, ни в какое сравнение не идут со всем тем, что сталось и с церковью Иоанна Богослова в Могильцах, и с церковью Смоленской Божьей матери в Софрине в 30-е годы уже нашего столетия... |
|
Князь П.Г.Гагарин. Неизв. худ. конец XVIII в. |
|
В июне 1892 г., на средства В.П. Аигина, были вновь построены два придела в зимней церкви: в честь Василия Херсонского и Татианы-мученицы, имена которых носили Аигин с женой, и Поклонения веригам апостола Петра и Анны-пророчицы. |
|
Император Павел I |
|
Время появления лепного декора на летней церкви, колокольне и зимней церкви (до пристройки приделов 1892 г. она была оформлена тем же лепным декором, что и летняя, о чем свидетельствуют его остатки на втором ярусе западного притвора, который не затронули переделки конца XIХ века) было отнесено к 1876 г. Этим годом датируются водосточные трубы с летней церкви, украшенные чеканной виноградной лозой и прорезным завершением, в котором указана не только дата сооружения, но и инициалы В.П. Аигина. |
|
Смоленская церковь в пос.Софрино |
|
...Жили в Талицах, а похоронить себя завещали в Могильцах, под стенами храма в честь Иоанна Богослова, и это для местных старожилов – еще одно неопровержимое доказательство принадлежности села после Гагариных семье Аигиных. Вихрь революции, как и по всей нашей земле, прошел по этим местам. Богословское-на-Могильцах, хоть и стояло вроде как бы поодаль, втянуто было в круговерть тех лет незамедлительно. В начале 30-х годов организовали в Могильцах колхоз. Дело было весной (надо думать, в самом начале марта), и в связи с приближающимся праздником по совету приезжего товарища на общем собрании решено было назвать его "Парижская коммуна". |
|
Н.И.Новиков |
|
А стоял ли усадебный дом? И если да, то до какой поры? В документах он нигде не значится. Но старожилы уверяют, что до 1919-го или до 1920-го – стоял. Такой же, как отмечен он в "Топографическом описании..." подполковника Аршеневского: деревянный, одноэтажный, снаружи оштукатуренный. Увы. Память людская несовершенна. Это был не господский дом, от которого к тому времени следов не осталось, а здание, как свидетельствуют документы, ремесленного училища, построенное Аигиными в могильцевском парке. Еще говорят (и это правда), что в первые годы после революции размещался в нем госпиталь для раненых красноармейцев и выздоравливающие сражались на лужайке перед домом в диковинную игру, оставленную прежними хозяевами. Для игры этой необходимы были деревянные молотки, шары и низенькие воротца... |
|
Г.Р.Державин |
|
Могильцы были богаты разными промыслами. Жгли уголь в ямах (он пользовался большим спросом у московских портных – считалось, что дает ровный жар утюгам), вязали метлы, плели из прутьев гнезда для кур–несушек. Был здесь одно время и небольшой кустарный заводик, где выдували аптечную посуду – нещедрая на урожай местная земля оказалась богатой на пригодный для этого песок. Приводит Полынкова одну любопытную подробность. Все собирались жители Могильцев дать своему селу другое название. Однажды на общем сходе порешили: "Красный Октябрь"! У некоторых в метриках так и по сию пору записано, но из губернских инстанций утверждения на решение схода не поступило, и постепенно вернулись к старому названию. |
|
Книги, изданные П.Г.Гагариным: "Тринадцать дней, или Финляндия" (1800), "Эротические стихотворения" (1811) и "Забавы уединения моего в селе Богословском" (1813) |
|
Путеводитель "Вокруг Москвы" 1930 года сообщает о разбитых статуях возле прудов, обветшалых беседках в аллеях. Сами же пруды уже пришли в негодность: была нарушена система их каскадного водоснабжения, забиты землей родники, и тот же Петр Иванович Большунов и другие старожилы уверенно вспоминают, что один из прудов получил название "Поганый". Остальные, судя по всему, были не лучше. |
|
И.Ф.Арманд. Фотография 90-х гг. XIX в |
|
Суровое и беспокойное время не пощадило усадьбы – она многое утеряла из того, что было при Щербачеве и Гагариных, перестала быть такой, какой видели и любовались ею многие люди, чьи имена навсегда остались на страницах истории отечества.А еще ищут местные краеведы... подземный ход. Одни говорят, что шел он от барского дома, другие – от церкви. А куда он шел? Одни говорят – в Талицы, другие – в соседнее имение Евсейково. Друг к другу, мол, тайком ходили соседи, запирались и колдовали... |
|
Могильцы. Фотография А.Т.Лебедева. 30-е гг. XX в. |
|
В 1945 году часть села была передана Всесоюзному радиокомитету для строительства пионерского лагеря. Когда члены профкома приехали в места, рекомендованные пушкинским райисполкомом, Могильцы им не понравились. Да и что могло понравиться? Заброшенное кладбище, облезлые стены церкви, а на месте прудов, которые значились в справке исполкома, подернутые ряской болотца. И вдруг, как рассказывают очевидцы этого события, раздался полный оптимизма голос главного бухгалтера Николая Васильевича Щегоцкого: "Берем!" "Прекрасное местоположение, – сказал он, спустившись, и не догадываясь, что почти дословно повторяет строку аксаковского стихотворения, – берем и оформляем!". Так родился лагерь. |
|
Церковь Иоанна Богослова. Фотография А.Т.Лебедева. 30-е гг. XX в |
|
Многие ветераны радио помнят, как ездили они – юные пионервожатые – на лошадях от избы к избе, развозя в ненастье ужин ребятам. Позже появились дощатые домики, гордо именуемые корпусами. Конечно же, и в помине не было ни теперешнего клуба с его огромными залами, ни спортивных кортов, бассейна, библиотеки, комнат для игр и многого-многого другого...Да, тот старый лагерь был малоустроенным, и в нем не было разных удобств, но вдосталь было всякой разной выдумки. Было! Все это было: и почти ежедневные костры – настоящие, с пламенем до неба, и походы с ночевками в лесу, и вертолет Ми-4, который приземлился прямо на лагерной территории. В этот день в гости к ребятам прибыл старейший русский летчик, "дедушка русской авиации" Борис Иллиодорович Российский. Об этом сообщалось в августовском номере газеты за 1958 год. Был прилет вертолета и летом 65-го, когда пионеры встретились с автором многих авиационных рекордов Татьяной Руссиян. И футбольный матч, который судил, а потом и сам встал в ворота. Лев Яшин, - тоже был. |
|
Интерьер церкви Иоанна Богослова после реставрации |
|
Кстати, здесь, в пионерском лагере, были сняты кинокадры, которые вошли потом в фильм о знаменитом вратаре. Фильм обошел многие экраны мира. В Доме творчества неторопливо, но упорно стараются вернуть усадьбе ее первоначальный вид. Переносят подалее от центральных аллей котельную и другие хозяйственные постройки, подсаживают молодые деревья, прореживают лес. В 1974 г. по заказу Гостелерадиокомитета, пользователя памятника, начались работы по его исследованию с целью подготовки проекта реставрации, который был рассмотрен и одобрен реставрационно-техническим советом ВПНРК в апреле 1975 г. |
|
Аллея в парке |
|
В Могильцах как-то по-особенному живется и дышится. Переступив границы старой усадьбы, люди на удивление быстро отрешаются от изнурительной городской суеты. Ходят утром и вечером на ближний и дальний роднички за ключевой водой (про эти ключи еще в "Описании 1800 года" есть упоминание!), собирают по осени целебный корень калган на дальних полянах... |
|
Один из корпусов Дома творчества Гостелерадио СССР. |
Ссылки на Panoramio и Google Earth
Ссылки
Обои на рабочий стол в высоком качестве
Спасибо, есть что добавить? |
Journal information