Псевдоготику часто связывают с архитектором В.И. Баженовым. Не осталась в стороне и Знаменская церковь в усадьбе Вешаловка, выстроенная в 1794 году в формах готики. Усадьба принадлежала одной из ветвей рода великого историка Татищева, а затем Кожиным, представителям известного дворянского рода. От огромного усадебного дворца осталась угловая башня «донжон», рядом с церковью остатки родовой усыпальницы Кожиных, остатки парка, размытые плотины прудов, где плавал диковинный для здешних мест тюлень…
2. Церковь иконы Божией Матери "Знамение", 1794 год. |
3. Вход в храм. |
История имения описывается в статье Н.П. Селезнева в книге «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века», 2001 г.: |
4. |
5. Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. |
Место усадьбы в селе Знаменском было выбрано на высокой северной стороне оврага. В левой ее части высилась церковь во имя Знамения иконы Божией Матери, правее, в 300 метрах, стоял усадебный дом, перед которым с его северной стороны был посажен небольшой сад. Началом застройки усадьбы считается 1768 год, когда была заложена церковь. Построена она в 1784 году, но окончательной датой ее постройки надо считать 1794 год, так как согласно документам Государственного архива Липецкой области в июне 1794 года церковь еще строилась. Автором проекта церкви Знамения считается архитектор Василий Иванович Баженов (1737—1799), но документальнонго подтверждения этому нет. |
6. Стрельчатая арка. |
7. Церковь пятиглавая. |
В 1804 году Татищевы продают имение Знаменское капитану артиллерии Ивану Иосифовичу Кожину, который владел селом Покровское, Репец тож, Воронежской губернии, Задонского уезда. Первым из рода Кожиных на воронежской земле появился отец Ивана Иосифовича — лейб-гвардии капитан-поручик Иосиф Иванович Кожин, который в 1761 году купил у графов Петра и Александра Федоровых в Лебедянском уезде село Покровское, Репец тож (ныне село Репец Задонского района Липецкой области). Иосиф Иванович основывает здесь фабрику по выделке сукна для армии и флота. Для этого он из своего имения в из села Юрьевское, Егорьевское тож, Каширской волости Тверской губернии, перевел в село Репец часть голландских овец, шерсть которых была наиболее годной для производства сукна на нужды армии, и по хуторам основал «заводы» по выращиванию данной породы. |
8. Рядом с храмом руинированная усыпальница последних владельцев усадьбы - Кожиных. |
9. Усыпальница была построена в конце XIX века. |
10. Внутри усыпальницы. |
В усадебный ансамбль входит также часовня с родовой усыпальницей, где похоронено большинство представителей рода Кожиных, начиная с Михаила Ивановича. С северной стороны дома, напротив главного входа, был разбит огромный французский парк, размерами 1200 метров в длину и 400 метров в ширину. Перед главным входом в дом в виде большого полукруга располагался партер, обсаженный сиренью и акацией, внутри которого по обеим сторонам въездной дороги были цветники и клумбы. По периметру всего партера шла ажурная ограда из красного кирпича. |
11. Вид на храм из усыпальницы. |
12. В советское время усыпальница была разграблена. |
13. |
По хватке и предприимчивости A.M. Кожин не уступал своим предкам. В 1895—1896 годах он производит геологическую разведку на своих землях на наличие железной руды. Находит богатые залежи с большим содержанием железа и пытается продать кому-нибудь свое имение Знаменское для разработки железных руд, но покупателя не находится. Тогда Кожин сам начинает скупать и арендовать близлежащие земли с целью создания акционерного общества для разработки руд. Пользуясь своим служебным положением, он обманным путем добивается аренды около 19 000 десятин земли у местных крестьянских обществ сроком на 30 лет. В январе 1899 года по инициативе Кожина создается «Тамбовское горное и металлургическое анонимное общество» с уставным капиталом 6 млн. рублей с привлечением капиталов бельгийцев. Кожин продает им право аренды земли за 2 млн. рублей и становится влиятельным акционером. Бельгийцы строят металлургический завод на реке Воронеж в селе Сокольском (ныне завод «Свободный Сокол» в Липецке) и начинают разработку дешевой местной руды. Уже в 1902 году домна дает первую плавку. |
14. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру. |
15. В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма. |
16. Богатый резной белокаменный декор. |
17. |
18. |
Имение наследовала жена Маргарита Семеновна, владевшая им до 1918 года, когда на праздник Святой Пасхи перепившиеся революционные солдаты и матросы, вернувшиеся с войны, разграбили винные подвалы и подожгли дом Кожиных. Дальнейшая участь усадьбы печальна. Липецкая уездная власть своим решением распродает всю усадьбу на слом. |
19. |
20. Балконы по верхнему периметру первого и третьего яруса колокольни. |
21. |
В 1917 году сёла Знаменское и Вешеловка были объединены в одно село – Вешеловку, название которой со временем изменилось на Вешаловку. В 1999 — 2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории. В настоящее время восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, изготовленные в воронежской колокололитейной мастерской Подорожного, расписана трапезная. |
22. Колокольня - четырехъярусная. |
23. Барабан храма завершают островерхие четырехгранные шатры и шпили. |
24. |
25. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. |
26. |
27. |
28. |
29. Дорога от главного дома усадьбы проходит через плодовый сад и ведет к парку. |
30. На старой фотографии начала XX века с этого ракурса церкви не было видно. |
Начало XX века. Вид на усадебный дом с востока. |
31. Колокольня, за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского Кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами. |
32. |
33. |
34. |
35. |
Старые фотографии |
Начало XX века. Вид на усадебный дом с востока. |
Начало XX века. От усадебного дома сейчас осталась только башня. |
Начало XX века. Усадебный дом. |
1968 г.Знаменская церковь. Автор фото: Г.И. Гунькин. |
1968 г. Знаменская церковь. Автор фото: Г.И. Гунькин. |
Предыдущие две фотографии были сделаны Г.И. Гунькиным, признанным мастером художественной фотофиксации памятников истории и культуры, чьи снимки объектов культурного наследия Липецкой области 1960-1970-х гг. уже стали историческими документами и применяются при разработке проектов реставрации данных памятников архитектуры. После окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. Георгий Иванович Гунькин поступил работать в комитет по делам архитектуры при Совете министров РСФСР, через год - в Институт истории искусств АН СССР на должность младшего научного сотрудника. Там он серьезно увлекся изучением творчества архитектора В.И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле, обретя единомышленника в лице директора Института истории искусств АН СССР И.Э. Грабаря. Ими в 1951 г. в соавторстве с Т.П. Kаждан выпущен фундаментальный труд «Неизвестные и предполагаемые постройки В.И. Баженова», на страницах которого опубликована статья Г.И. Гунькина «О Церкви Знамения Божией Матери в селе Вешаловка Липецкого района». Изучению усадьбы и церкви в с. Вешаловка Георгий Иванович посвятил много лет своей жизни, атрибутируя Знаменский храм в качестве одной из наиболее ярких построек великого зодчего в русской провинции. После публикации этой книги Г.И. Гунькиным были выявлены и обследованы другие предполагаемые им творения Баженова на Липецкой земле. Увлечение творчеством зодчего не покидало Георгия Ивановича всю жизнь. В 1947 г. Г.И. Гунькин познакомился с известным архитектором и реставратором П.Д. Барановским. В 1961 г. поступил на работу в Научно-методический совет по охране памятников культуры при Министерстве культуры СССР. Там он совместно с Барановским и Маковецким занимался реставрацией памятников архитектуры. В 1960-е гг. им лично были проведены исследования и обмеры памятников архитектуры Рязанской области, а так же продолжено выявление и обследование памятников архитектуры Липецкой области. Kроме того, Георгий Иванович участвовал в экспедициях Института археологии Академии наук СССР по исследованию античных городов Аполлония в Албании, Пантикапея (г. Kерчь) и Фанагории. С 1966 г. Георгий Иванович работал в Московском архитектурном институте в качестве руководителя студенческого проектно-конструкторского бюро, по совместительству преподавал на кафедрах введения в архитектурное проектирование и архитектурной реставрации. Прекрасно эрудированный специалист-реставратор, он мог ответить на любой вопрос, квалифицированно решить трудную задачу. «Настоящая ходячая энциклопедия», - говорили о нем коллеги. Продолжая преподавать в МАРХИ, в 1967 г. Георгий Иванович был назначен на должность заведующего библиотекой института. А в 1972 г. переведен в НИС старшим научным сотрудником, но преподавательскую деятельность не оставил. С 1973 г. и до пенсии Гунькин работал в качестве главного реставратора, а позже и главного консультанта Академии художеств, продолжал заниматься изучением неизвестных построек В.И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле, боролся за скорейшее восстановление Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Работая долгие годы в Москве, Георгий Иванович каждое лето приезжал на свою родину в Липецкую область, где проводил обследования, обмеры и фотофиксацию памятников истории и архитектуры родного края. В 1983 г. он ушел на пенсию по состоянию здоровья, но продолжал в меру сил заниматься любимым делом - изучением памятников архитектуры. Его материалы стали хорошим подспорьем в последующем изучении и реставрации памятников архитектуры Липецкой области. Kроме того, Г.И. Гунькин внес большой вклад в организацию государственной охраны памятников истории и культуры Липецкой области, выявив сотни исторических зданий и сооружений области с оформлением учетных карточек и паспортов на данные памятники. Его труды в этой сфере не потеряли своего значения и в настоящее время. Работы Г.И. Гунькина опубликованы в «Истории русского искусства» (том VI, совместно с И.Э. Грабарем), в сборнике статей о творчестве В.И. Баженова в «Ежегоднике» Института истории искусств. Kроме того, он выполнил иллюстрации в первых шести томах «Истории русского искусства», в третьем томе «Всеобщей истории искусств» (автор М.В. Алпатов), в книге «Рязань» (автор М.А. Ильин) и других изданиях. |
Старые карты |
1790 год. ПГМ. |
1850 год. Менде. |
1871 год. |
1911 год. |
1938 год. ВешАловка. |
1988 год. |
2010 год. |
2014 год |
Ссылки
Н.П. Селезнев «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века», 2001 http://reon.livejournal.com/252478.html |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information