Усадьба была выстроена в середине XVIII века при князе В.М. Долгоруковом-Крымским. При нем был заложен парадный комплекс из господского дома и двух флигелей. Екатерина II дважды посещала усадьбу. На освещении усадебной церкви Знамения Пресвятой Богородицы императрица была с цесаревичем Павлом, будущим Павлом I. В 1885 году усадьбу выкупил Н.Я.Поляков. При его племяннике, С.А.Полякове, Знаменское-Губайлово стало одним их центров культурной жизни, где подолгу гостили В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ю.Г. Балтрушайтис, создавая здесь свои шедевры.
Владельцы усадьбы: конец XVII века - боярин И.Ф. Волынским, первая половина XVIII века - род Волынских, с середины XVIII века — полководец князь В.М. Долгоруков-Крымский, далее — его сын подполковник князь В.В. Долгоруков и до 1836 года его вдова княгиня Е.Ф. Долгорукова (урожд. кнж. Барятинская), 1836 - 1859 года - последовательно, надворный советник П.С. Деменков, купец Харитонов, в середине XIX века — статский советник А.К. Галлер, с 1859-1885 года - штабс-капитан К.С. Орлов, 1885 - 1917 года - промышленники Поляковы, последний владелец — С.А. Поляков.
Архитектор усадьбы:
Усадьбу посещали: Императрица Екатерина II, Император Павел I, поэты В.Я. Брюсов, Ю.К. Балтрушайтис, К.Д. Бальмонт, А. Белый, художники С.Ю. Судейкин, Н.П. Феофилактов..
Сохранность усадьбы: Главный дом и парные служебные флигели 1780-х гг., надстроенные вторыми этажами в начале XX в.; деревянный оштукатуренный двухэтажный жилой флигель 1900-х гг. в стиле неоклассицизм; конный двор рубежа XVIII—XIX вв. с позднейшей обработкой фасадов; Знаменская церковь 1683 г., обновлённая в 1771 г. и капитально реконструированная в 1900-х гг. в русском стиле; часовня-усыпальница Поляковых, сооружённая около 1900 г. в неорусском стиле по проекту арх. И.Е. Бондаренко с участием художника В.В.Владимирова; остатки регулярного липового парка около жилой части комплекса; пейзажный парк из смешанных пород деревьев с каскадом прудов. По другую сторону Волоколамского шоссе дом управляющего первой половины XIX в., надстроенный позже вторым этажом и фрагменты парка с двумя прудами.
Адрес усадьбы: Московская область, г. Красногорск, ул. Красная Горка.
Дата фотографий: 2014 год, 30 марта.
2. Храм Знамения Пресвятой Богородицы и часовня. |
В начале XVII столетия на месте усадьбы была пустошь Губайлово, находившаяся в дворцовых владениях. Царь Михаил Федорович Романов пожаловал Губайлово боярину Семену Васильевичу Волынскому, предку Дмитрия Волынца (прозвище Боброк), который участвовал в Куликовской битве. |
3. Жилой флигель усадьбы. |
Главное подмосковное имение Волынского было расположено далеко от Москвы, поэтому возникла необходимость во второй загородной резиденции, не столь масштабной, но более близкой к первопрестольной. У Волынских также находилась во владении усадьба Вороново, расположенная в Подольском районе. |
4. Каменная церковь считается одним из самых ранних примеров ярусной композиции, пережившей расцвет в период московского барокко. |
После смерти С.В.Волынского Губайлово перешло к его племяннику Ивану Федоровичу Волынскому. При нем в 1683-1684 года была построена скромная каменная церковь с небольшой трапезной и колокольней в честь Знамения Пресвятой Богородицы, давшая второе название усадьбе. Ярусная композиция «восьмерик на четверике», получившая в дальнейшем широкое распространение, для того времени была редкостью. |
План Знаменской церкви в усадьбе Знаменское-Губайлово. |
5. К усадьбе с севера прилегает ландшафтный парк с прудами. В парке сохранилось несколько сосен Веймутова (одна из сосен погибла в 2012 году), возраст которых насчитывает более двухсот лет. |
В середине XVIII века Знаменское-Губайлово перешло от Волынских к князю В.М. Долгорукову – будущему московскому главнокомандующему. Это произошло благодаря браку князя В.М.Долгорукова с Анастасией Васильевной Волынской, правнучке И.Ф. Волынского. В.М. Долгоруков – участник войны со шведами, герой Семилетней войны, генерал-аншеф. Во время Крымской военной компании (1771) командовал 38-тысячной Русской армией. За разгром турецкого войска был удостоен ордена Святого Георгия 1-й степени. В 1775 году, по заключении мира с турками, был пожалован шпагой с алмазами и стал именоваться Долгоруковым-Крымским. |
6. Восточный флигель усадьбы. |
Помня о заслугах В.М.Долгорукового-Крымского, Екатерина II дважды побывала в подмосковной усадьбе князя. Первый раз ― 2 мая 1763 года, направляясь на богомолье в воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Для государыни и ее свиты был устроен торжественный прием. Второй раз Екатерина II посетила усадьбу 21 декабря 1773 года, по случаю освящения усадебной церкви Знамения Пресвятой Богородицы. На освещении церкви императрица была с цесаревичем Павлом, будущим Павлом I. |
7. Главный дом со службами. |
Выйдя в отставку в 1775 году, князь В.М. Долгоруков занялся обустройством поместья. К северу от церкви он велел заложить парадный комплекс из господского дома и двух флигелей. Из хозяйственных построек распорядился соорудить просторный манеж и оранжерею, привлекавшую внимание романтическими формами псевдоготики. В пейзажном парке возникли чудесные гроты, колонный павильон «Эрмитаж» и прочие архитектурные изыски. В усадьбе сложился ансамбль в стиле классицизма. |
План усадьбы Знаменское-Губайлово. |
8. Пейзажный парк. |
Во времена Отечественной войны 1812 года усадьбе был нанесён значительный ущерб, к тому ж здесь располагался полевой госпиталь русской армии для раненых офицеров. Скончавшихся от ран хоронили в ограде Знаменской церкви. Постепенно образовался воинский некрополь. После В.М. Долгорукова-Крымского усадьбой владели его сын подполковник князь В.В. Долгоруков и до 1836 года его вдова княгиня Е.Ф. Долгорукова (урожденная княжна Барятинская). |
9. Спуск к прудам. |
С 1836 по 1885 год усадьбой владели надворный советник П.С.Деменков, купец Харитонов, в середине XIX века — статский советник А.К. Галлер, с 1859 года — штабс-капитан К.С. Орлов. Последние двое владели здесь писчебумажной фабрикой на реке Баньке. В 1885 году усадьбу выкупил Н.Я.Поляков, устроив в помещениях бывшей фабрики ткацкое производство. |
10. Пруд. В 2012 году у Знаменских прудов была построена новая беседка на месте утраченной. |
Николай Поляков после банкротства своей фабрики на реке Баньке, носившей название Знаменская мануфактура, передал усадьбу своему брату московскому купцу и фабриканту А.Я. Полякову. Он восстановил и расширил Знаменскую церковь, где сам был старостой и, по преданию, сам ходил с кружкой для церковных сборов. При Знаменской церкви открыли начальную школу. Директором фабрики стал Я.А.Поляков, построивший для себя, чуть в стороне от рабочего поселка двухэтажный барский дом, назвав его Лисьи горы. Сюда приезжал погостить К.Д. Бальмонт. Жены Константина Бальмонта и Якова Полякова были родными сестрами (урожденными Андреевыми). |
11. Из воспоминаний В.Набокова. “Двухэтажный главный дом после реконструкции в начале XX столетия получил верхний этаж и обработку фасадов в стиле неоампир. Главным его украшением являлись небольшой ионический портик на аркаде нижнего этажа со стороны двора и полукруглый выступ – на парковом фасаде. После Октябрьской революции 1917 года усадьба сначала использовалась как общежитие и детский дом. |
От Я.А. Полякова Знаменское-Губайлово перешло к племяннику Н.Я. Полякова - Сергею Александровичу Полякову (1874-1943). Новый владелец был инженером, переводчиком, меценатом, а также основателем и владельцем издательства "Скорпион". Он также был одним из создателей журнала "Весы", ставшего колыбелью русского символизма. |
12. Главный дом. |
При С.А. Полякове, учитывая его интересы, Знаменское-Губайлово стало одним их центров культурной жизни, где подолгу гостили В.Я. Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ю.Г. Балтрушайтис, создавая здесь свои шедевры. Константин Бальмонт посвятил сборник своих стихов "Будем как солнце" друзьям-символистам: "брату моих мечтаний, поэту и волхву Валерию Брюсову, нежному, как мимоза, С.А.Полякову, угрюмому, как скала, Ю.Балтрушайтису". В.Я.Брюсов посвятил С.А.Полякову свои стихотворения "Гиацинт" и "Сказание о разбойнике". |
13. До 1950-х годов на территории усадьбы еще можно было видеть руины молочного двора с элементами ложной готики. Пруд, носивший со времен В.М. Долгорукова-Крымского название "Черное море" просуществовал до 1980-х годов и был использован для сооружения фонтана при строительстве дома культуры "Подмосковье". |
В усадьбе регулярно гостил Андрей Белый, а также художники "Голубой розы" В.Д. Милиоти, С.Ю. Судейкин, Н.П. Феофилактов. Большинство "кумиров" серебряного века были в дружбе с последним владельцем Знаменского-Губайлова. |
14. |
В своих воспоминаниях о Сергее Александровиче Полякове Л.Л. Сабанеева пишет: "Это крупнейший текстильщик, один из трех братьев-совладельцев одной из крупнейших подмосковных мануфактур, он был наделен самобытным, нетрафаретным умом. Его звали "декадентский батька"... Старообразный даже в молодости, сутулый, с наружностью не то Сократа, не то Достоевского, он был математик по образованию, энциклопедист по знаниям, владел пятнадцатью языками (в том числе норвежским, турецким, персидским, арабским и древнееврейским). Его звали "гений без точки приложения"..." |
15. Главный дом. |
Поляков был многосторонне одарённым человеком. Он окончил физико-математический факультет Московского университета в 1897 году с дипломом 1-й степени. Писал стихи, знал иностранные языки, был известным переводчиком. После 1917 работал в Московском союзе писателей в должности казначея. Оказал материальную помощь многим нуждающимся литераторам, в том числе О. Э. Мандельштаму. |
16. |
Л.Л.Сабанеев в своих воспоминаниях пишет, что С.А. Поляков был не только издателем символистов, но и "их объединителем (что было далеко не легкой задачей)". К сожалению, после революции судьба Сергея Александровича сложилась довольно трагично. Первое время он пытался продолжить заниматься издательской деятельностью, его не раз арестовывали и отпускали, потом он подрабатывал переводами, в 1929 году С.А.Полякова выселили из Москвы, запретив проживание в 5 крупнейших русских городах. Умер он в 1943 году в Казани, куда был сослан. В Знаменском-Губайлове своеобразным памятником его деятельности можно считать часовню-усыпальницу А.Я. и А.И. Поляковых, построенную в 1910 году по проекту И.Е. Бондаренко в стиле модерн. Часовня была украшена художественной керамикой Абрамцевского гончарного завода и является уникальным памятником неорусского стиля. |
17. Перед главным домом раньше был фонтан. |
Одно время усадебный комплекс занимали различные госучреждения (ГИБДД, суд, прокуратура), затем усадьба долгое время пустовала и была доведена до бедственного состояния (здания стояли без остекления, флигель сгорел). |
18. |
19. Западный Флигель. |
После вывода с территории усадьбы помещений городского суда (для создания музея), здание флигеля стояло брошенным и было сожжено бомжами в 2006 году. Сохранились только колонны и стены. Однако недавно здание привели в порядок, правда восстановив второй этаж не деревянным, а каменным. |
20. В усадебном парке сохранились довоенные советские скульптуры - пограничника и летчика. |
21. На территории парка усадьбы сохранились два старых кедра и лиственница, посаженные владельцами усадьбы более 200 лет назад. Сосна Веймутова - одно из уникальных деревьев парка. Специалисты оценивают её возраст двумя сотнями лет. Названа по имени капитана Джорджа Вэймаута (George Weymouth), который в 1620 году завёз это дерево в Британию. |
22. |
23. В 2014 году напротив церкви построили торгово-развлекательный центр. |
24. Сооруженный, видимо, только в расчете на хозяина и его дворню, храм был мал и тесен. По обеим сторонам в церкви, за клиросами, находились особые места, на одну ступеньку выше остального пола, обитые сукном и обнесенные решетками, предназначавшиеся для высоких особ. |
25. В этом храме некогда находились барельефы, привезенные Долгоруковым из поверженной Кафы. На одном из них, датированном 1330-м г., был изображен Георгий Победоносец, пронзающий копьем дракона. На другом, с латинской надписью: «во времена славного Готфрида, генуэзского консула в Кафе в лето 1352, первого дня месяца января», – Мария Магдалина с двумя ангелами... Спустя много лет эти чудесные антики бесследно исчезли, говорили, что Поляковы перевезли их в контору своей фабрики, а далее их след и вовсе теряется. |
26. |
В наше время в усадьбе закончились реставрационные работы. На территории парка и вблизи него расположены основные городские зоны отдыха. |
Старые фотографии |
Фото 1906 года, Усадьба Знаменское-Губайлово. Церковь иконы Божией Матери Знамение, автор фото Дмитрий Дроздецкий. |
Фото 1910-ых годов, Усадьба Знаменское-Губайлово. Часовня-усыпальница купцов Поляковых, автор фото Дмитрий Дроздецкий. |
Фото 1911 года, Усадьба Знаменское-Губайлово. Церковь иконы Божией Матери Знамение, автор фото Дмитрий Дроздецкий. |
Фото 1984 года, Усадьба Знаменское-Губайлово. Церковь иконы Божией Матери Знамение, автор фото Андрей Агафонов. |
Фото 1986 года, Усадьба Знаменское-Губайлово. Церковь иконы Божией Матери Знамение, автор фото Андрей Агафонов. |
В лицах |
В.М.Долгоруков-Крымский. |
Фото 1900 года. К.Д.Бальмонт, С.А.Поляков, Ю.К.Балтрушайтис. Источник: Красногорье. |
Художества |
Гравюра XIX века. Усадьба Знаменское-Губайлово. |
Парковый павильон в виде готического замка. Утрачен в середине 1920-х гг. Графика Д.А. Дроздецкого. |
Старые карты |
1766 год. |
1826-1840 год. |
1849 год. |
1878 год. |
1903 год. |
1925 год. |
1931 год. |
2015 год. Google |
Ссылки
Ногтева М.В. Красногорские пенаты // Мир русской усадьбы II, с. 96-111; |
Ногтева М.В. Родословная старинной усадьбы. Красногорск, 1994; |
Коробова Т. С. Усадьба в современной городской застройке // Русская усадьба. вып. 10 (26), с. 68-74; |
http://www.proselki.ru/topics/znamenskoe_gubajlovo/znamenskoe_gubajlovo.topic.htm |
http://nataturka.ru/muzey-usadba/zn_gub.html |
http://nashenasledie.livejournal.com/1846407.html |
http://polygraphicbook.narod.ru/text/statiy/16/52.htm |
http://sobory.ru/photo/ |
http://photo.qip.ru/users/nordprod/2753261/53665282/ |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information