Старинное село Кривцы с начала XVIII века принадлежало роду Волконских. К этому времени относится удивительная по красоте и гармонии Смоленская церковь (1708). Интересна история деревянной церкви Федора Стратилата, которая стояла рядом со Смоленской, а сейчас на ее месте стоит магазин. Смотрим ниже фотографии Смоленской церкви, выполненной в стиле московского барокко, позднее такая обработка получила название «дивное узорочье»...
Старинное село Кривцы Раменского района имеет древнюю историю. |
2. Вид на Кривцы. |
В коломенской писцовой книге 1577 г. есть упоминание, из которого выявляется, что селом Кривцовым на речке Свинке на правах вотчины владел Василий Белой (встречающиеся в современных краеведческих справочниках варианты его фамилии-прозвища "Белово" или "Белаго" есть формы родительного падежа, и, таким образом, - недоразумение). |
3. Смоленская церковь в Кривцах. |
Здесь стояла деревянная церковь Федора Стратилата (деревянная, построенная клетью, четырехугольным срубом).
|
4. Вход в Смоленскую церковь. |
Впервые упоминаемая здесь церковь Федора Стратилата просуществовала в селе более трехсот лет, - хотя здание не раз горело, а однажды даже было будто бы продано. Но каждый раз, иногда после больших перерывов, оно возводилось вновь. |
5. Смоленская церковь была построена в 1702-1708 гг. |
В переписной книге 1678 г. село записано за стольником Михаилом Андреевичем Волконским, представителем старомосковской знати.
|
6. Церковное кладбище. |
Он, как и его отец, был воеводой во многих городах, участвовал во многих походах. В 1700 г. он разделил свои имения между сыновьями - Федором и Андреем. Однако, через два года, снова отписал на себя.
|
7. Спасибо безивестному зодчему за изысканный храм. |
Вернув себе Кривцы в 1702 г., старый Волконский уже весной следующего года начал строить в селе каменную церковь. |
8. Храм с северной стороны.
|
Об этом свидетельствует подрядная запись: в апреле 1703 г. Михаил Андреевич подрядил бобыля Московского Данилова монастыря Евсевия Минина сделать в Кривцах ''сто тысяч кирпичу большой руки в нынешнем же году".
|
9. Ограда храма. |
Значит, в 1703 г. строительство действительно могло начаться. Другое важное подтверждение - переписная книга 1705-1706 гг., где церковь Смоленской иконы Б.М. обозначена как уже построенная.
|
10. Интересно, что он охраняет? |
А день 23 ноября 1708г., указанный клировыми ведомостями, это, по-видимому, дата ее освящения (2 года вполне могли уйти на внутреннюю отделку, иконостас и т.д.). |
11. Храм окружают чудесные постройки конца XX века. |
Церковь построена в стиле т.н. "нарышкинского барокко". О зодчих нам ничего не известно: это были, скорее всего, костромское или ярославские мастера. |
12. Красный Форд-Транзит без номеров спрятан в снегу с западной части храма. |
Осматривавший церковь в начале ХХв архитектор высоко оценил их мастерство. Храм строился как летний, никакой системы обогрева в нём не предусмотрено, - в холода служили в "тёплом", построенном из дерева, храме Фёдора Стратилата.
|
13. Западная часть Смоленской церкви и главный вход. |
После 25-летнего перерыва документ приводит нас в Кривцы 1752г. К этому времени умер, по-видимому, и Михаил. |
14. Рядом с церковью вот такая печка. |
Как о "главном барине" говорится о его сыне Петре Михайловиче. С его именем, кстати, связано очередное (и последнее) возведение деревянной Стратилатовской церкви.
|
15. Сравните архитектуру начала XVIII века и конца XX века, прогресс налицо. |
Дело в том, что с постройкой каменной Смоленской церкви история деревянной не кончалась. По преданию, сруб церкви был продан в село Гололобово.
|
16. Изысканные пропорции форм. |
Сделали ли это старый Волконский, кто-то из его потомков, и происходило ли это вообще - сказать трудно.
|
17. Тонкая обработка деталей. |
Во всяком случае, в Кривцах 1705-1706гг. писцы деревянной церкви не отметили. В 1715 г. она вновь отмечена, а в 1770 г. ее снова нет.
|
18. Красота и гармония. |
Церковные клировые ведомости за 1822 г. (самые ранние из сохранившихся) сообщают о придельной деревянной церкви, "построенной 1779 июля 8 дня тщанием Петра Михайловича Волконского". Существует, однако, и несколько иная версия. |
19. Изящная колокольня.
|
В 1913г благочинный о.Павел Щеглов сообщал: "деревянный храм в селе Кривцах ...построен в 1779 г. крестьянами-прихожанами в благодарную память избавления их от чумной заразы ". Предание это, искажаемое часто до неузнаваемости, сохранилось в Кривцах доныне.
|
20. Вид от церкви на пруд. |
Долю правды содержит, по-видимому, обе версии. Чума в Москве, действительно, свирепствовала в 1771 г., и Кривцам, которые находятся в нижнем течении Москва-реки, она, безусловно, угрожала. |
21. Общее кладбище напротив главного входа в Смоленскую церковь. |
Однако в селе тогда было всего 28 дворов помещичьих крестьян, и вряд ли церковь могла быть возведена их силами. |
22. Интерьеры церкви сохранили резной иконостас начала XVIII века. |
Участие в этом помещика несомненно, притом не только экономическое. Облик церкви отнюдь не традиционен, а иконостас выполнен в стиле Людовика XVI, т.е. по последнему слову тогдашней европейской моды.
|
23. Нижняя часть колокольни. |
Поэтому архитектора (его имени, мы, кстати, покуда что тоже не знаем) наверняка пригласил помещик. |
24. Главный вход в церковь. |
Однако определенные причины, чтобы представлять деревянную церковь как "крестьянскую", а не "господскую", у о.Павла Щеглова все же были.
|
25. Старое дерево на месте церковоного кладбища. |
Оставим в стороне маловероятный факт возможной продажи помещиком деревянной церкви (хотя память о таком событии могла сохраниться надолго); но в 60-ые годы ХIХ в. ситуация почти повторилась: последний кривцовский помещик попытался продать - правда, не саму деревянную церковь, а землю, на которой она стояла.
|
26. Храм, нижняя часть которого сделана из белого камня, а верх сложен из кирпича. |
Крестьянам, вместе с причтом, удалось на этот раз церковь отстоять, и это громкая, тянувшаяся несколько лет история, придала, по-видимому, деревянной церкви в глазах нескольких поколений местных жителей ореол "народной" или "крестьянской". |
27. Храм декорирован резьбой, выполнен в стиле московского барокко. |
Где-то в начале 19-го века кончилась "эра Волконских", и поместье перешло в другие руки. Не позднее 1809г. владельцем села Кривцов и деревни Хлуденевой становится надворный советник Петр Родионович Сунгуров. |
28. Стены храма. |
Через 10 лет он умирает, оставляя свое благоприобретённое имение жене Анне Петровне. Сунгуров - единственный из помещиков, от которого дошел до нас собственный его текст - завещание.
|
29. Такая обработка храма получила название «дивное узорочье». |
Думается, этот документ приоткрывает внутренний мир человека благородного и доброго. Обращает на себя внимание и прозрачный русский язык завещания, напоминающий нам о том, что мы находимся внутри пушкинской эпохи. |
30. На храм стоит посмотреть. |
Старые карты |
Умер Сунгуров 15 ноября 1818 г. в Москве, а неделей позже в Кривцах "от запавшей за сундук светильни", как сказано в полицейском донесении, сгорела церковь с колокольней (речь идет, очевидно, о каменной церкви - только она имела колокольню - и, значит, она обгорела изнутри). |
1797 год. |
В 1834г. поместье купила помещичья чета Талызиных. Их сын Степан Александрович и был тем самым последним помещиком, который сыграл по отношении к церкви и селянам столь неприглядную роль.
|
1821 год. |
История была такова. В 1865г. Талызин продал свою усадебную землю крестьянам соседнего села Тимонино - братьям Владимировым. При этом, поскольку его земля граничила с церковною усадьбою, он объявил своей и продал заодно и часть этой усадьбы, а именно ту, на которой стояла деревянная церковь. |
1860 год. |
Талызин явно направлял действие Владимировых (задача его облегчалась тем, что он был председателем Бронницкого съезда мировых судей); в ход был пущен тот из планов Кривцов, составленный во времена генерального межевания, на котором деревянная церковь отсутствовала, и усадебной земли её начислено не было. |
1925 год. |
Меж тем Владимировы, которые были скотопрогонщиками, начали гонять быков на водопой через церковную усадьбу. Поскольку скот гадил вокруг церкви и даже на паперти, причт в ответ начал строить вокруг усадьбы изгородь. |
1928 год. |
Конфликт разгорался, дело доходило до рукоприкладства: например, пристав приезжал усмирять Владимировых, таскавших за бороду церковного старосту за то, что тот посмел отгонять от церкви скот. В 1866 г. Бронницкий уездный суд (видимо, под председательством Талызина), решил дело в пользу Владимировых, и поручил его исполнение становому приставу.
|
1931 год. |
Становой приехал в Кривцы, собрал крестьян и объявил им, что по решению суда следует церковную ограду снести. Крестьяне это решение оспаривали, и заявили, что снести ограду "добровольно не желают". О чем был составлен акт, на котором корявая подпись: "за себя и ни грамотных крисьян и церковнава старосту Тимофеева по их личной просьби сельский староста Иван Родивонав".
|
1939 год. |
Владимировы обратились с прошением на имя государя. Деревянная церковь, писали они, "как домовая помещика Талызина, земли не имеет, и стоит на купленной нами в собственность земле". |
1971 год. |
На стороне причта и крестьян в дело вмешалась Московская консистория. На Станового оказывалось давление, а он в ответ доносил: "За означенным уведомлением консистории, по делу сему я никакого исполнения сделать не могу".
|
1982 год. |
Не решились исполнить постановление местного суда и более высокие инстанции, куда дело было передано. Наконец, через три года, Московская палата гражданского суда приняла сторону причта и крестьян села Кривцы, закрепив за церковью десятину усадебной земли. |
2007 год |
Деревянная церковь с тех пор считалась приходской, и еще в течение 30-ти лет в ней совершались богослужения - особенно, по зимам. Когда же она обветшала, и в 1913г. стал вопрос о ее сносе, крестьяне снова стали на ее защиту.
|
Google |
Борьбу за храм возглавил священник Георгий Воздвиженский, обратившийся в Петербургскую археологическую комиссию и объявивший сбор средств на ремонт. Комиссия признала храм "достойным тщательного сохранения" (именно тогда были сделаны фотографии обеих церквей).
|
Google |
Этой же комиссией был зафиксирован факт наличия придорожной часовни напротив каменного храма "в хорошем состоянии". Сохранился приговор собравшегося в январе 1914 г. крестьянского схода села Кривцов, где участники его брали на себя всяческую помощь в ремонте и бесплатную доставку материалов, а церковный староста Иван Федотович Кулешов пожертвовал на ремонт 200 рублей. |
Google |
И хотя вскоре началась война, крестьяне, по-видимому, все же порывались отремонтировать церковь самостоятельно, так что консистория 1 апреля 1915 г. предписывала благочинному "уведомить старосту, чтобы они отнюд не осмеливались приступить к ремонту древней церкви, не получив законного разрешения". Документы о дальнейшей судьбе храма пока, к сожалению, не обнаружены.
|
WiKi |
Старые фотографии |
Приговор крестьянского схода испещрен множеством подписей. И хотя по-прежнему много подписей за неграмотных, заметно, что грамотных за прошедшие 30 лет стало гораздо больше. В этом была заслуга и церковного причта. Проведенное 1883 г. земское обследование установило, что уже в течение 10 лет священник (это был, вероятно, Михаил Алексеевич Соколов) обучает детей грамоте в своем доме. На тот момент это были 12 мальчиков и 1 девочка. К 1897г. в селе была уже церковно-приходская школа. Заведывал ею священник Владимир Иванович Померанцев.
|
На фотографии десятилетней давности запечатлен момент расчистки территории, заваленной горами мусора, на которых успели вырасти тридцати-сорокалетние деревья.
|
Что не удалось совершить обезверившимся помещикам и пройдошистым крестьянским дельцам, довершила революция (как видим, она зачиналась задолго до 1918 г.). "Обетный" храм Фёдора Стратилата был превращен сначала в клуб (старушка, которая и сейчас еще поет на клиросе, не устает каяться, что в этом клубе плясала), а потом разобран. На его месте впоследствии построили магазин, стоящий там и поныне. По местному преданию, из храмовых брёвен сложили здание артели, выпускавшей игрушки. В каменном храме, однако, службы не прекращались. В холода его пытались обогревать буржуйками, котельная (сначала в подклете, а затем внешняя) появилась уже после войны. Перед самой войной, в "пятилетку безбожия", опять-таки по преданию, храм спас от закрытия председатель колхоза Иван Быстров, разместив в подклете то ли пчёл на зиму, то ли овощехранилище (было и то, и другое). Не за это ли доброе дело он был отправлен на фронт (хотя имел броню), где вскоре и погиб? |
2006 год. Смоленская церковь в Кривцах. |
Эпоха открытых гонений на Церковь скудна документами, поиск продолжается, возможны открытия. Если судить по окрестным местам, где, в разной степени, разрушено большинство храмов, а от некоторых не осталось даже и фундамента, храм в Кривцах, долгое время - единственный в округе, относительно хорошо сохранился и никогда не закрывался; тем не менее, как видно на фотографиях, в настоящее время он остро нуждается в реставрации, которая хотя и идет, но из-за скудости рабочих рук и средств такими темпами, что конца ей в обозримом будущем не предвидится. |
2006 год. Вид на Смоленскую церковь и пруд в Кривцах. |
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/51468293 |
http://www.panoramio.com/photo/51468308 |
http://www.panoramio.com/photo/51468278 |
Ссылки
Обои на рабочий стол в высоком качестве
Смоленская церковь в усадьбе Кривцы 4259х2827, 8мб |
Смоленская церковь в Кривцах 4223х2805, 8мб |
Вырубка леса в Кривцах 4217х2801, 7мб |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information