Казанский храм, построенный в усадьбе Чернышевых, одни ошибочно называют театром, другие относят его к масонским памятникам. На самом деле в архитектуре и убранстве церкви отсутствует масонская символика, а театральные представления здесь никогда не проводились. Куда более интересно изучать гипотезы о дате строительства и архитекторе храма. Полную историю усадеб и храма можно почитать в книге Андрея Чекмарева
av4
«Ярополец. История двух усадеб» или в его посте "Храм-легенда". Я же попробую вам показать состояние храма на сегодняшний день...
Дата фотографий: 2014 год, 25 января.
2. Покосившиеся кресты, покосившиеся столбы, покосившиеся ворота переднего двора. ва купола совершенно идентичны, как и стоящие под ними объемы храма и мавзолея. Идея З.Г. Чернышева об объединении усадебной церкви и усыпальницы в одно целое породила композицию, уникальную для русской архитектуры. |
Алтарь. Восточная половина и есть сама Казанская церковь, получившая просторный зальный интерьер. |
3. "Якобы Чернышевы изначально строили театр и лишь затем переделали его в церковь", - именно с такой мыслью запрыгивают в окно многие "паломники". |
Фото нач. ХХ в. Интерьер Казанской церкви. Иконостас. |
4. Первый храм на Чернышевской половине Яропольца появился в 1742 году. В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».В ряде поздних документов указывается дата освещения храма 1798 год |
5. Возможно, графиня Чернышева обратилась к архитектору Баженову за проектом внутреннего оформления храма. Баженов предоставил вдове свои рисунки, сочинил программу убранства и рекомендовал из своей команды художников и лепщиков. |
6. Овальный плафон потолка. |
7. Интерьеры храма и усыпальницы выполнены на более высоком художественном уровне, чем наружная архитектура. Храм решен в виде просторного прямоугольного зала, замкнутого в глубине полукружием алтаря. |
Фото нач. ХХ в. Интерьер Казанской церкви. Иконостас. |
8. Периметр прямоугольного зала обступают полуколонны с пышными коринфскими капителями. |
Фото нач. ХХ века |
9. |
1907 г. Рисунок метлахской плитки для замены пола в помещении Казанской церкви. Архив ИИМК РАН |
10. |
Притвор. Находится межу алтарной частью и мавзолеем. |
11. Наверху находились четыре угловые балкона хоров с балюстрадой. |
1978 год. Интерьер притвора. |
12. Вид из притвора на алтарную часть. |
Мавзолей. Противоположную часть здания занимает мавзолей с подземным сводчатым склепом. Здесь пространство решено иначе, чем в алтарной части. Многочисленные подвесные своды делают зал похожим на светские интерьеры, наполненные светом и воздухом. |
13. Помещение по сути не являлось мавзолеем, задумываясь как теплая зимняя церковь с приделами тезоименитых заказчикам святых – Св. Захарии и Св. Анны. |
14. Хорошо просматриваемая анфилада протянулась через все здание, замкнувшись на концах Царскими вратами иконостаса и мраморной пирамидой с профилем фельдмаршала (сзади) – невиданное для церковного пространства решение. |
15. Вид на главный дом усадьбы Чернышевых. |
16. Во время второй мировой войны сюда попал снаряд. |
Фото нач. ХХ века |
17. |
18. |
19. Печь. |
20. В 1887 г. священник свидетельствовал, что храм внутри не расписан. Наверное росписей никогда и не было, все осталось в замыслах. |
21. Остатки лепнины. |
1978 год. |
22. |
23. Детали отделки антаблемента и капители. |
24. Печь. |
Надгробие графа. Выдающимся произведением скульптуры 18 века является надгробие З.Г.Чернышева. Оно, а точнее, его остатки, возвышаются в апсиде усыпальницы, над могилой фельдмаршала, находившейся внизу, в склепе. Помещение, предназначенное для монумента, предполагалось превратить в мемориал заслуженного военачальника и государственного деятеля, коим был усопший владелец Яропольца. |
25. Вход в усыпальницу из общего притвора, с восточной стороны, закрыли после переделок в конце XIX века. Туда можно было попасть через дверь, прорубленную в апсиде мавзолея, с запада (на фото эта дверь справа). |
Историю этого памятника можно почитать здесь. А мы посмотрим небольшую хронологию, как менялся храм с течением времени. |
Около 1787 год. Проект надгробия графа З.Г. Чернышева. Рисунок А. Триппеля. |
Фото нач. ХХ века. Надгробие графа З.Г. Чернышева. |
1935 год. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову. |
Фото 1947 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева. |
Фото 1978 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева. |
Фото 2001 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева. Фотография сделана Михаилом Коробко lugerovski, отсюда</a>. |
26. И сейчас в 2015 году. Портретный барельеф был украден в 2002 году. |
27. Рельеф с изображением герба графов Чернышевых. |
28. Рельеф с изображением воинских атрибутов. |
Фото 1920-х годов. Рельеф с изображением воинских атрибутов. Первоначальный вариант композиции для надгробия, замененный на другой. Скульптор А. Триппель. 1787 г. Размещался в парковом вестибюле усадебного дома, над камином. |
29. Рельеф с изображением герба Москвы (слева). |
Рельеф с изображением мифологической сцены («Рельеф с Хароном»). Первоначальный вариант композиции для надгробия, замененный мемориальной плитой с надписью. Ск. А. Трипель. 1787 г. ГНИМА имени А.В. Щусева. |
30. В самой идее уравнять храм с фамильным мавзолеем угадывается знаменитое честолюбие фельдмаршала. |
1935 год. Аллегорическая статуя Славы, предназначавшаяся для надгробия. Ск. А. Триппель. 1787 г. Была установлена в парковом вестибюле усадебного дома. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову. |
1935 год. Аллегорическая статуя Печали, предназначавшаяся для надгробия. Ск. А. Триппель. 1787 г. Была установлена в парковом вестибюле усадебного дома. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову. |
31. |
Склеп. Яма, вырытая для могилы, затоплялась водой, ее хотели заделать, а гроб в каменном саркофаге поставить на пол, по католической европейской традиции. Все это осталось лишь в планах. В реальности установили только скульптурное надгробие. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. Вид из усыпальницы, сверху силуэты pavleg и vadimrazumov.ru |
37. Фасады обеих частей церковного здания своеобразно интерпретируют мотив внушительных триумфальных арок, в проем которых будто вмонтирован малый портал с арочным входом меж двух колонн. |
38. Церковь была освящена в 1798 г. В 1830 г. в ней случился пожар, ущерб от которого неизвестен. |
39. |
40. |
41. |
42. Вход в притворную. |
43. Ритм вертикалей перебивается многочисленными окнами разных размеров и конфигураций – арочными, овальными и круглыми. |
44. Четырехколонный портик с роскошными ионическими капителями. |
45. |
46. Вместо массивных четырехгранных купола предполагались полусферические завершения. Весной 1917 г. над Яропольцом пронесся ураган, сорвавший с куполов кресты. |
47. Ограда. |
48. Апсида со стороны усыпальницы. |
49. Старое надгробие. |
50. Новый вход в усыпальницу. |
51. Краснокирпичная колокольня - это позднее добавление к храмовому комплексу. Ее строили долго, с 1839 по 1869 гг., в формах русско-византийского стиля. |
Первую колокольню, видимо, начали возводить одновременно с храмом в конце жизни З.Г.Чернышева. Эта колокольня рухнула в процессе строительства, повредив при падении церковь. Скорее всего, она стояла на месте новой церкви, построенной уже позже в XIX веке. На фотографии ниже сохранилась фотография первого яруса той колокольни, которую предполагал ранней осенью 1787 г. заложить К.И.Бланк, но она оказалась недостроенное. Ее месторасположение до сих пор не определено. |
Фото начала ХХ века. Предполагаемые руины недостроенной колокольни («колокольни К.И. Бланка»). |
52. |
53. С.А. Торопов назвал колокольню «безобразнейшей, портящей силуэт храма». В советское время из нее сделали водонапорную башню. |
Чертежи |
Конец 1770-х годов. Чертежи фасада для Яропольца Чернышевых из «смешанного» альбома. ГНИМА имени А.В. Щусева. |
Конец 1770-х годов. Чертежи плана церкви для Яропольца Чернышевых из «смешанного» альбома. ГНИМА имени А.В. Щусева. |
Комментарии в социальных системах
|
Ссылки
Греч А.Н. Скульптура в Яропольце. // Ярополец. М., 1930.
Торопов С.А. Архитектура Яропольца // Ярополец. М., 1930. Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955. Греч А.Н. Яропольцы // Венок усадьбам. Памятники Отечества. Вып.32. М., 1994. Чекмарёв А.В. «Ярополец. История двух усадеб» (М., 2007. С. 163-181). |
Чекмарев А.В. Майорат Чернышевых как архитектурно-градостроительный замысел //Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.5 (21). М., 1999. С.300-311. Чекмарев А.В. Ярополец // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки под ред. М.В.Нащокиной. М., 2000. С.190-206. Чекмарев А.В. Об авторстве дворца в усадьбе Ярополец Чернышевых. // Архитектурное наследство № 44. М., 2001. С.163-173. Чекмарев А.В. Архитектурный замысел и его реализация. Работы В.И.Баженова и К.И.Бланка в усадьбе Ярополец Чернышевых. // Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. М., 2001. С.139-151. Чекмарев А.В. «Забытые лица». К истории усадебных портретных галерей. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 8 (24). М., 2002. С.477-492. Чекмарев А.В. Ярополец Загряжских // Архитектурное наследство. №46. М., 2005. С.209-230. Чекмарев А.В. Усадьба Ярополец Гончаровых. М., 2005. |
http://arch-heritage.livejournal.com/212329.html http://arch-heritage.livejournal.com/212989.html http://av4.livejournal.com/6917.html |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information