Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Усадьба ЯРОПОЛЕЦ ЧЕРНЫШЕВЫХ - КАЗАНСКАЯ церковь, Московская область, Волоколамский район

Казанский храм, построенный в усадьбе Чернышевых, одни ошибочно называют театром, другие относят его к масонским памятникам. На самом деле в архитектуре и убранстве церкви отсутствует масонская символика, а театральные представления здесь никогда не проводились. Куда более интересно изучать гипотезы о дате строительства и архитекторе храма. Полную историю усадеб и храма можно почитать в книге Андрея Чекмарева av4 «Ярополец. История двух усадеб» или в его посте "Храм-легенда". Я же попробую вам показать состояние храма на сегодняшний день...

усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь


Дата фотографий: 2014 год, 25 января.

усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
2. Покосившиеся кресты, покосившиеся столбы, покосившиеся ворота переднего двора. ва купола совершенно идентичны, как и стоящие под ними объемы храма и мавзолея. Идея З.Г. Чернышева об объединении усадебной церкви и усыпальницы в одно целое породила композицию, уникальную для русской архитектуры. 
 
Алтарь.

Восточная половина и есть сама Казанская церковь, получившая просторный зальный интерьер. 
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
3. "Якобы Чернышевы изначально строили театр и лишь затем переделали его в церковь", - именно с такой мыслью запрыгивают в окно многие "паломники".
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото нач. ХХ в. Интерьер Казанской церкви. Иконостас.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
4. Первый храм на Чернышевской половине Яропольца появился в 1742 году. В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».В ряде поздних документов указывается дата освещения храма 1798 год
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
5. Возможно, графиня Чернышева обратилась к архитектору Баженову за проектом внутреннего оформления храма. Баженов предоставил вдове свои рисунки, сочинил программу убранства и рекомендовал из своей команды художников и лепщиков.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
6. Овальный плафон потолка.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
7. Интерьеры храма и усыпальницы выполнены на более высоком художественном уровне, чем наружная архитектура. Храм решен в виде просторного прямоугольного зала, замкнутого в глубине полукружием алтаря. 
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото нач. ХХ в. Интерьер Казанской церкви. Иконостас.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
8.  Периметр прямоугольного зала обступают полуколонны с пышными коринфскими капителями.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото начХХ века
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
9.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
1907 г. Рисунок метлахской плитки для замены пола в помещении Казанской церкви. Архив ИИМК РАН
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
10.
 
Притвор.
Находится межу алтарной частью и мавзолеем.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
11. Наверху находились четыре угловые балкона хоров с балюстрадой.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
1978 год. Интерьер притвора.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
12. Вид из притвора на алтарную часть.
 
Мавзолей.
Противоположную часть здания занимает мавзолей с подземным сводчатым склепом. Здесь пространство решено иначе, чем в алтарной части. Многочисленные подвесные своды делают зал похожим на светские интерьеры, наполненные светом и воздухом. 
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
13. Помещение по сути не являлось мавзолеем, задумываясь как теплая зимняя церковь с приделами тезоименитых заказчикам святых – Св. Захарии и Св. Анны. 
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
14. Хорошо просматриваемая анфилада протянулась через все здание, замкнувшись на концах Царскими вратами иконостаса и мраморной пирамидой с профилем фельдмаршала (сзади) – невиданное для церковного пространства решение.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
15. Вид на главный дом усадьбы Чернышевых.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
16. Во время второй мировой войны сюда попал снаряд.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото начХХ века
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
17.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
18.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
19. Печь.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
20.  В 1887 г. священник свидетельствовал, что храм внутри не расписан. Наверное росписей никогда и не было, все осталось в замыслах.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
21. Остатки лепнины.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
1978 год.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
22.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
23. Детали отделки антаблемента и капители.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
24. Печь.
 
Надгробие графа.
Выдающимся произведением скульптуры 18 века является надгробие З.Г.Чернышева. Оно, а точнее, его остатки, возвышаются в апсиде усыпальницы, над могилой фельдмаршала, находившейся внизу, в склепе. Помещение, предназначенное для монумента, предполагалось превратить в мемориал заслуженного военачальника и государственного деятеля, коим был усопший владелец Яропольца.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
25. Вход в усыпальницу из общего притвора, с восточной стороны, закрыли после переделок в конце XIX века. Туда можно было попасть через дверь, прорубленную в апсиде мавзолея, с запада (на фото эта дверь справа). 
 
Историю этого памятника можно почитать здесь. А мы посмотрим небольшую хронологию, как менялся храм с течением времени.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Около 1787 год. Проект надгробия графа З.Г. Чернышева. Рисунок АТриппеля
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото нач. ХХ века. Надгробие графа З.Г. Чернышева.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
1935 год. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото 1947 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото 1978 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото 2001 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева. Фотография сделана Михаилом Коробко lugerovski, отсюда</a>.
 
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
26. И сейчас в 2015 году. Портретный барельеф был украден в 2002 году.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
27. Рельеф с изображением герба графов Чернышевых.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
28. Рельеф с изображением воинских атрибутов.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото 1920-х годов. Рельеф с изображением воинских атрибутов. Первоначальный вариант композиции для надгробия, замененный на другой. Скульптор А. Триппель. 1787 г. Размещался в парковом вестибюле усадебного дома, над камином.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
29. Рельеф с изображением герба Москвы (слева).
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Рельеф с изображением мифологической сцены («Рельеф с Хароном»). Первоначальный вариант композиции для надгробия, замененный мемориальной плитой с надписью. Ск. А. Трипель. 1787 гГНИМА имени А.ВЩусева.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
30. В самой идее уравнять храм с фамильным мавзолеем угадывается знаменитое честолюбие фельдмаршала.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
1935 год. Аллегорическая статуя Славы, предназначавшаяся для надгробия. Ск. А. Триппель. 1787 г. Была установлена в парковом вестибюле усадебного дома. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
1935 год. Аллегорическая статуя Печали, предназначавшаяся для надгробия. Ск. А. Триппель. 1787 г. Была установлена в парковом вестибюле усадебного дома. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
31.
 
Склеп.
Яма, вырытая для могилы, затоплялась водой, ее хотели заделать, а гроб в каменном саркофаге поставить на пол, по католической европейской традиции. Все это осталось лишь в планах. В реальности установили только скульптурное надгробие.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
32.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
33.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
34.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
35.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
36. Вид из усыпальницы, сверху силуэты pavleg и vadimrazumov.ru.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
37. Фасады обеих частей церковного здания своеобразно интерпретируют мотив внушительных триумфальных арок, в проем которых будто вмонтирован малый портал с арочным входом меж двух колонн.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
38. Церковь была освящена в 1798 г. В 1830 г. в ней случился пожар, ущерб от которого неизвестен. 
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
39.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
40.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
41.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
42. Вход в притворную.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
43. Ритм вертикалей перебивается многочисленными окнами разных размеров и конфигураций – арочными, овальными и круглыми.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
44. Четырехколонный портик с роскошными ионическими капителями.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
45.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
46. Вместо массивных четырехгранных купола предполагались полусферические завершения. Весной 1917 г. над Яропольцом пронесся ураган, сорвавший с куполов кресты.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
47. Ограда.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
48. Апсида со стороны усыпальницы.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
49. Старое надгробие.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
50. Новый вход в усыпальницу.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
51. Краснокирпичная колокольня - это позднее добавление к храмовому комплексу. Ее строили долго, с 1839 по 1869 гг., в формах русско-византийского стиля.
 
Первую колокольню, видимо, начали возводить одновременно с храмом в конце жизни З.Г.Чернышева. Эта колокольня рухнула в процессе строительства, повредив при падении церковь. Скорее всего, она стояла на месте новой церкви, построенной уже позже в XIX веке.

На фотографии ниже сохранилась фотография первого яруса той колокольни, которую предполагал ранней осенью 1787 г. заложить К.И.Бланк, но она оказалась недостроенное. Ее месторасположение до сих пор не определено.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Фото начала ХХ века. Предполагаемые руины недостроенной колокольни («колокольни К.И. Бланка»).
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
52.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
53. С.А. Торопов назвал колокольню «безобразнейшей, портящей силуэт храма». В советское время из нее сделали водонапорную башню.


Чертежи


усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Конец 1770-х годов. Чертежи фасада для Яропольца Чернышевых из «смешанного» альбома. ГНИМА имени А.В. Щусева.
 
усадьба Ярополец Гончаровых, Казанская церковь
Конец 1770-х годов. Чертежи плана церкви для Яропольца Чернышевых из «смешанного» альбома. ГНИМА имени А.В. Щусева.

Комментарии в социальных системах


Ссылки

Греч А.Н. Скульптура в Яропольце. // Ярополец. М., 1930.
Торопов С.А. Архитектура Яропольца // Ярополец. М., 1930.
Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955.
Греч А.Н. Яропольцы // Венок усадьбам. Памятники Отечества. Вып.32. М., 1994.
Чекмарёв А.В. «Ярополец. История двух усадеб» (М., 2007. С. 163-181).

Чекмарев А.В. Майорат Чернышевых как архитектурно-градостроительный замысел //Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.5 (21). М., 1999. С.300-311.
Чекмарев А.В. Ярополец // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки под ред. М.В.Нащокиной. М., 2000. С.190-206.
Чекмарев А.В. Об авторстве дворца в усадьбе Ярополец Чернышевых. // Архитектурное наследство № 44. М., 2001. С.163-173.
Чекмарев А.В. Архитектурный замысел и его реализация. Работы В.И.Баженова и К.И.Бланка в усадьбе Ярополец Чернышевых. // Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. М., 2001. С.139-151.
Чекмарев А.В. «Забытые лица». К истории усадебных портретных галерей. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 8 (24). М., 2002. С.477-492.
Чекмарев А.В. Ярополец Загряжских // Архитектурное наследство. №46. М., 2005. С.209-230.
Чекмарев А.В. Усадьба Ярополец Гончаровых. М., 2005.

http://arch-heritage.livejournal.com/212329.html
http://arch-heritage.livejournal.com/212989.html
http://av4.livejournal.com/6917.html

Спасибо, есть что добавить?

Tags: А. Триппель, А.В. Чекмарев, А.М. Голицын, А.Н. Греч, Баженов, Волоколамский район, З.Г. Чернышев, К.А. Тон, К.И. Бланк, М.Ф. Казаков, Московская область, Н.Я. Тихомиров, Пушкин, Р.Р. Казаков, С.А. Торопов, Чернышевы, Ярополец, Ярополец Чернышевых, абандон, зима, интерьеры, классицизм, мавзолей, масоны, надгробия, русский стиль, скульптура, театры, усадьбы, усыпальницы, фото 2015, церкви
Subscribe

promo vadimrazumov.ru 十一月 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →