Совсем недавно был в гостях у известного художника-медальера Владимира Семеновича Петрова - известного московского художника-медальера, выпускника отделения керамики Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), члена Союза художников с 1969 года, обладателя дипломов многих международных и отечественных выставок медальерного искусства, первого в России почетного гражданина области Эмилио Романья на Севере Италии. Владимир Семенович рассказал мне историю о работе над каждой медалью, а я только успевал фотографировать...
Фотографии были сняты 8 января 2015 года в рамках истринского пресс-тура по объектам историко-культурного наследия Истринского района, на данный момент я объездил более 60 усадеб и церквей, все это скоро появится у меня в блоге) Пресс-тур организован совместно с Константином Косенковым. |
2. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Делались большим тиражом в советское время. По словам мастера, данные сувениры покупали в основным финны. |
Владимир Петров - яркий представитель неофициального медальерного искусства с авторской «режиссурой», новым подходом к решению пространства и созданием рельефа благодаря значительному влиянию станкового искусства. Для его творчества характерны экспрессивность построения объема, образность. В работах художника запечатлены раздумья об окружающем мире, зарисовки тонких наблюдений конкретных жизненных ситуаций, поэтические ассоциации. Он долгое время преподавал на кафедре керамики Строгановского и выпустил целую плеяду достаточно известных ныне художников. |
3. 1985 год. Год Быка. Стоит отметить, что бисквитный фарфор, из которого изготовлена медаль, меняет свою окраску на синий цвет, если добавить окись кобальта. |
4. 15 лет Возрождению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 2009 год. |
5. Оборотная сторона. Одна из современных работ автора. На изготовление одной медали уходит не меньше месяца. |
Памятная медаль - своеобразная летопись человечества, создаваемая средствами малой пластики. Являясь по сути скульптурным памятником, медаль, в отличие от большой скульптуры, не требует крупных затрат на свое воплощение и может быстро откликнуться на любое событие, и в этом ее особая актуальность и информативность. |
6. Лицевая сторона медали, посвященая погибшим кораблям. По признанию Владимира Семеновича его работы чаще посвящены каким-либо явлениям, нежели датам или личностям. |
7. Оборотная сторона долгое время не получалась, тогда автор шлепнул по ней ладонью. Результат на фото. |
Медали не всегда имеют круглую форму. Иногда они представляют собой прямоугольные пластины небольших размеров и выпускаются (так же, как и круглые медали) с односторонним, иногда двусторонним рельефом и носят название плакеты (плакетки). Кроме классических круглых, создаются медали и других самых разнообразных геометрических форм. Например овальные, в виде неправильных окружностей, многоугольные или неопределенных форм, диктуемых композиционными решениями рельефа, которому подчинена форма современной медали. |
8. Лицевая сторона. Разговор двух персонажей. В качестве текста использован отрывок из стихов Осипа Мандельштама: "Что делать нам в театре полуслова". |
9. Оборотная сторона. Результат их взаимодействий. 1978 год. |
10. Этюд с натуры. |
11. 400 лет со дня рождения Патриарха Никона. Одна из последних работ художника. |
12. Медаль, посвященная футбольной премии "Стрелец". |
13. 1973 год. Лицевая сторона. Используется техника имитации камеди. |
14. Оборотная сторона. Вторая всесоюзная выставка медалей. |
15. Русский пейзаж. Медаль "Странник" (фото 15-16) была приобретена Британским музеем. |
16. И на оборотной стороне странник, напоминающий Серафима Саровского. |
17. Медаль, посвященная главному событию в семье художников. |
18. На её оборотной стороне запечатлен аист. |
19. Молодая пара на лавочке у деревьев в Гжели. |
20. Еще одна медаль из серии новгородских сувениров. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. |
21. Оборотная сторона, или реверс. |
22. Медаль в честь усадьбы Кусково, выполненая автором из бисквитного фарфора по окончании института. Лицевая сторона. |
23. И оборотная сторона. В свое время Музей керамики и старинных вещей по непонятным причинам отказался от её массового производства. |
Лицевая сторона медали с главной темой, которой посвящена медаль, называется аверсом (от французского слова "avers" - обращенный к кому-нибудь). Оборотная сторона медали ("реверс", от французского "revers-оборотный) имеет обычно вспомогательный характер, используется в традиционных медалях главным образом для нанесения текста, который дополняет и разъясняет изображение на аверсе. |
24. Медаль, отлитая из олова, для которой пришлось испортить серебряную ложку. Сплав Вуда. Выполнена сыном художника Денисом в восьмилетнем возрасте. |
25. Ещё одна медаль из серии "Разговоры". |
26. Её оборотная сторона. 1979 год. |
Работы B. C. Петрова хранятся не только в российских музеях (Историческом, Третьяковской галерее, Эрмитаже, в художественных музеях городов России), но и в Британском музее, и в частных собраниях отечественных и зарубежных коллекционеров. |
27. Международный год ребенка. 1979 год. |
28. Истринские рубежи 1941 года. |
Последние работы художника связаны с Истрой и Ново-Иерусалимским монастырём. Совместно с Натальей Васильевной Полторацкой сделано много работ и в архитектурном пространстве; по большей части с керамикой, но также выполнялось проектирование витражей, мозаики и художественного металла. |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information