В музейно-выставочном комплексе Московской области "Новый Иерусалим" проходит выставка ко 100-летию утверждения проекта трамвайной железной дороги Москва – Новый Иерусалим и 100-летию начала Первой мировой войны. Действительные члены РАХ В.А. Бубнов, И.А. Смирнов и член-корреспондент РАХ В.С. Шапошникова вместе с ученым секретарем музея С.М. Завьяловым «прошли» вдоль спроектированной 100 лет назад трассы трамвайной железной дороги Москва – Новый Иерусалим. Они отобразили в картинах и текстах все особенности путевого «агломерационного» пейзажа, старой-новой не в переносном, а в прямом смысле слова Дороги к Храму – Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря...
Дата фотографий: 2015 год, 8 января.
2. |
Музей был создан в 1920 году в стенах закрытого годом ранее Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 1935 года, когда в Москве был ликвидирован «Московский областной краеведческий музей», и часть его коллекций были переданы в Истру, музей получил статус и название «Московский областной краеведческий музей» (МОКМ). Как «Московский областной краеведческий музей» он существовал до 1991 года, когда стал Историко-архитектурным и художественным музеем «Новый Иерусалим». В течение всей советской эпохи музей в Истре был хранителем, исследователем и популяризатором архитектурного и художественного наследия Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Как один из крупнейших региональных музеев с богатым собранием исторических и художественных ценностей музей сформировался к концу 1930-х годов. 1 мая 1941 года была открыта очередная обновленная экспозиция музея, а в ноябре 1941 года фашистские войска подошли к Истре. Часть фондов музея в октябре была эвакуирована в Алма-Ату, часть спрятана в тайниках, значительная часть, включая документы, книги и экспонаты, находящиеся на тот момент в экспозиции эвакуировать не успели. |
3. |
4. |
22 ноября немецко-фашистские войска заняли территорию монастырского ансамбля. 10 декабря, отступая оккупанты взорвали или частично разрушили все памятники монастырского ансамбля. Факты взрыва Нового Иерусалима и разорение музея были включены в обвинительное заключение с советской стороны на Нюрнбергском процессе. Все послевоенные годы – это время напряженного труда нескольких поколений музейщиков и реставраторов по восстановлению и музея, и памятников Нового Иерусалима. В 1994 году в связи с возобновлением деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря Правительство РФ приняло решение о поэтапной передаче монастырского ансамбля Русской Православной церкви. Музей должен был быть выведен с его территории. Процесс вывода музея ускорило принятие в 2008 году решения о плановом восстановлении памятников монастыря в рамках системы государственных мер по его возрождению как одного из крупнейших православных духовных центров России. Распоряжением Правительства Московской области в апреле 2009 г. была принята долгосрочная целевая программа развитии музея «Новый Иерусалим» и его вывода с территории Ново-Иерусалимского монастыря в 2012 году. В конце 2012 года, выполняя эту программу, музей переехал на новое место. Научные фонды музея разместились в специально оборудованном по видам материалов фондохранилище площадью 2000 кв. м. |
5. |
6. |
Выставка «Если бы не было войны…» посвящена 100-летию утверждения проекта трамвайной железной дороги Москва – Новый Иерусалим и 100-летию начала Отечественной войны 1914 года. Потери России в Первой мировой войне – это не только жертвы и разрушения. Война остановила реализацию ряда инновационных градостроительных проектов в Москве и ближнем Подмосковье. Одним из таких проектов было строительство трамвайной железной дороги Москва – Новый Иерусалим. Проект предложил новый для России «земский» тип облегченной пригородной железной дороги. Главной задачей проекта были не только удовлетворение потребностей почти двухмиллионной уже в то время Москвы, но и «оживление» хозяйственной и социальной жизни местности к северо-западу от Москвы на расстоянии до 50 верст. По сути дела впервые был предложен агломерационной подход к территориальному развитию Москвы и Подмосковья, и земская железная дорога должна была стать главным рычагом этого развития. Проект был земским не только потому, что его инициаторами выступили Звенигородское уездное и Московское губернское земства. Научной основой проекта новой железной дороги стали многочисленные земские исследования конца XIX – начала XX веков, описывающие все стороны и особенности природного окружения, хозяйственной и социальной жизни населения северо-западной части Подмосковья. |
7. |
Решая агломерационные задачи, проект потребовал нескольких лет совместной работы руководителей и специалистов Московского губернского земства и Московской городской Думы. В итоге на государственную экспертизу Московское губернское земство и Московская городская Дума представили обоснование и проект трассы новой пригородной железной дороги. Согласно проекту от Нового Иерусалима на трамвае можно было доехать до городских границ Москвы и затем, используя городскую сеть трамвайных линий, добраться до любого места Москвы, включая Кремль. С другой стороны, паломники, едущие через Москву, получали возможность с удобством добраться до Нового Иерусалима. |
8. |
Проект земской пригородной железной дороги прошел государственную экспертизу Совета Министров и Государственного совета и 11 марта 1914 г. был одобрен Николаем II как высшим должностным лицом Российской Империи. Но начавшееся строительство остановила Первая мировая война. Сегодня, 100 лет спустя, когда восстанавливается во всей красе Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и рядом Правительством Московской области построено новое современное здание музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», существует возможность вернуться к основным агломерационным идеям трамвайной железной дороги Москва – Новый Иерусалим. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
Выставка «Дорога к Храму» посвящена 100-летию утверждения Николаем II проекта трамвайной железной дороги Москва – Новый Иерусалим и является результатом общественной инициативы и «соработничества» (выражение патриарха Никона) музея «Новый Иерусалим» и трех уважаемых институций: Московского общества испытателей природы, Научного совета РАН по изучению и сохранению природного и культурного наследия и Российской академии художеств. |
14. Виды Павловской Слободы и суконной фабрики Ягужинского. |
Работы художника находятся в собственности многих музеев, художественных галерей и частных коллекций, как в нашей стране, так и за ее пределами.
В 2010 году Бубнов стал лауреатом Премии Москвы за серию работ, связанных с сохранением исторических памятников Москвы, и Почетным членом Московского общества испытателей природы.
С 2010 г. В.А. Бубнов стал активно сотрудничать с музеем «Новый Иерусалим». По просьбе музея он сделал серию из 10 пастелей с изображением сохранившегося исторического поля сражения петровских гвардейцев с восставшими стрельцами. Небольшая очередная выставка художника в музее «Новый Иерусалим» посвящена памятникам архитектуры Истринской Земли – Русской Палестины. |
15. |
Никто из зрителей никогда не видел этого пути целиком, им знакомы только отдельные фрагменты большой картины. Тем, кто передвигается из Москвы в сторону Нового Иерусалима на автомобиле или на электричке, кажется, что кругом все застроено жильем и нет интересных общественных пространств. Выставка опровергает это распространенное, но ошибочное представление. При планировании транспортной составляющей туристического кластера «Русская Палестина» опыт музейщиков и художников по историко-художественному осмыслению «Дороги к Храму» и связыванию воедино объектов культурного и природного наследия может пригодиться. |
16. |
17. |
18. Парковый грот в усадьбе Рождествено. |
19. Троицкий погост. |
20. |
21. |
В 2014 году музей в очередной раз поменял свой статус и название и был преобразован в Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим». В настоящее время музей «Новый Иерусалим» является одним из крупнейших в Московской области. Его фондовое собрание включает археологические, исторические, этнографические и разнообразные художественные коллекции и насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. |
22. |
Новое здание музея располагается на участке площадью 4,28 га, в непосредственной близости от монастыря в одном с ним культурном пространстве. Это и стало основой проектного решения нового здания, в котором заложена идея сохранения доминирующей роли ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – памятника архитектуры XVII – XIX веков. Огромное трехэтажное здание органично вписано в открытое пространство с холмистым рельефом, рекой и парком. Почти скрытое в валах со стороны реки, оно как бы распластано по земле и никак не нарушает красоты окружающего пейзажа. Вместе с тем новое здание отвечает музейным нормативам и стандартам. |
23. |
Проект музейного комплекса разработан архитектурным бюро «Сити АРХ» (руководитель В.В. Лукомский) и уже отмечен престижными наградами: Дипломом Всероссийского конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности в номинации «Объекты социальной сферы», Дипломом Совета САР по экоустойчивой архитектуре и др. |
24. |
Площадь нового здания (28 тыс. кв.м) обусловлена концепцией развития музея с учетом современных музейных технологий. Экспозиционная площадь в 10 тысяч кв.м. позволит принимать до 500 тысяч посетителей в год. Кроме собственно музейного фондохранилища, в новом здании предусмотрен центр хранения для коллекций государственных музеев Московской области и реставрационный центр, обслуживающий областные музеи. В здании музея есть удобные помещения для научной библиотеки и архива, которые будут доступны не только сотрудникам музея, но и другим исследователям. Двери для проведения концертов и других мероприятий откроет конференц-зал, оснащенный современным оборудованием. Также в комплексе размещены Детский центр, кафе, сувенирные магазины. В парковой зоне музея гости могут познакомиться с памятниками деревянного зодчества XIX века – крестьянской избой, часовней, мельницей, посетить Выставочный корпус, летнюю кузницу, прокатиться на лошадях. На территории комплекса проводятся праздничные мероприятия, для детей предлагаются интересные интерактивные программы и лекции. |
25. |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information