Первое упоминание в летописи про Молоди связано с исторической битвой, состоявшейся в 1572 году между русскими и татаро-турецкими войсками. Каждый год вблизи от Молоди проводится военно-исторический фестиваль «Битва при Молодях» в память о сражении 1572 года. От усадьбы, принадлежавшей Головиным и Салтыковым сохранился главный дом, флигель и амбар, рядом церковь с усыпальницей и великолепный парк. Борис Пастернак, проводивший с родителями лето 1913 года в имении Молоди, запечатлел его угасающую красоту в мемуарном очерке «Люди и положения». Дом екатерининской эпохи с его большими и пустынными залами в то время сохранял жалкие остатки меблировки. Письменный стол, за которым работал поэт, с настольной лампой, томиком Тютчева и неизменным букетом полевых цветов «казался одиноким и загадочным строением, неожиданно возникшим среди пустыни». Комнаты с вытянутыми прямоугольниками окон, узкие и длинные коридоры представлялись невероятно высокими – их потолки терялись в густой тени, а эхо шагов гулко отдавалось в разных концах дома. Полинявшие темно-бордовые стены были лишь отблеском былой роскоши...
Владельцы усадьбы: XVII век - Соковнины, 1699-1736 г.г. – Головины, 1736-1786 г.г. – Салтыковы. 1786-Начало XIX века- Домашневы, Начало XIX века. – М.Я.Кроткова. Середина XIX века. – А.Д.Бестужев, Конец XIX века - 1917 г. – Бородины.
Усадьбу посещали: Борис Пастернак.
Сохранность усадьбы: господский дом, службы, амбар, церковь, родовая усыпальница, парк лучевых аллей с многочисленными прудами в трёх уровнях.
Адрес усадьбы: Московская обл., Чеховский р-н, село Молоди, ул. Магистральная.
Дата фотографий: 2014 год, 12 октября.
2. Церковь Воскресения Христова. Кирпичная церковь типа "восьмерик на четверике", сооруженная в 1703-1706 на средства Ф. А. Головина. В 1786 перестроена на средства С. Г. и И. Г. Домашневых, пристроены трапезная и две парные колокольни, отмечающие главный вход, увенчанные фигурными главками, приделы в трапезной Петропавловский и Стефана Сурожского. |
Первое упоминание о селе Молоди связано с исторической битвой, состоявшейся в 1572 году между русским и татарско-турецким войском. Эта битва стала итоговой точкой в многовековом противостоянии Русского государства с Крымским ханством в союзе с Османской империей. |
3. Росписи на храме. |
Немногочисленные русские войска под командованием М. И. Воротынского разгромили огромное войско крымских татар и турок. Битва началась 26 июля недалеко от впадения реки Лопасни в Оку. Русских войск было в 6 раз меньше чем татар и турок, – всего около 20 тысяч. Воротынский, умело маневрируя и используя передвижные крепости “Гуляй поле”, в ряде отдельных сражений разбил огромную орду Девлет-Гирея, завершив его разгром 2 августа.
В честь битвы при Молодях в 2002 году установлен закладной камень в память победы. |
4. После перестройки 1786-го года грани восьмерика стали украшены каннелированными пилястрами и небольшими овальными нишами над окнами. Порталы северного и южного фасадов основания получили высокие фронтоны и четырехколонные тосканские портики, значительно выступающие за плоскость фронтонов. Таким же портиком украсилась и новая трапезная. |
5. В 1961 году церковь была закрыта, и занята кинотеатром. Возвращена верующим в 1991 году. |
Село Молоди широко известно с первой половины XVII в. В 1646 году его приобрел П. Ф. Соковнин. Выгодные брачные союзы помогли Соковниным занять высокие посты при дворе царя Алексея Михайловича. Вскоре погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди.
Процветанию рода Соковниных помешала их приверженность к старообрядчеству. Роду Соковниных принадлежали раскольницы – старообрядки боярыни Феодосия Морозова и Евдокия Урусова. Как известно старообрядчество было вне закона. С раскольниками боролись довольно жестко. Сестры за свое упорство были сосланы в Пафнутьево-Боровский монастырь, где и скончались. |
6. При перестройке храма в 1786 году храм вместо привычных куполов и звонницы стали венчать пирамидальные завершения в соответствии с тогдашними барочными традициями, что отвечает скорее западным архитектурным тенденциям, чем российским. |
В 1699 году Пётр I пожаловал вотчину своему сподвижнику Фёдору Головину. Граф Головин – адмирал, генерал-фельдмаршал, участник Великого посольства и главный руководитель российской внешней политики. К 1704 году здесь имелся двор боярский, в документах 1721 года названный каменным. При Головине в Молодях было развёрнуто каменное строительство в соответствии с тогдашними представлениями о загородной резиденции знатного вельможи (каменный дом со службами, церковь, парк с регулярной планировкой и всевозможными затеями: павильонами, беседками, гротами). После смерти графа усадьба передавалась из поколения в поколение по родственной линии. |
7. Сохранившийся двухэтажный усадебный дом (вернее его наружные стены) стоит в одной линии застройки с храмом и обращён главным фасадом к дороге. Его украшают фронтоны и треугольные сандрики над окнами. Здание заброшено, кровля и перекрытия обрушены. |
"Усадебный дом. План первого этажа". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г., том 2. |
В 1736-1786 годах усадьбой Молоди владеют Салтыковы. Алексей Иванович Салтыков (брат первого князя Салтыкова), тамбовский наместник, и его жена Екатерина Борисовна (урождённая княжна Голицына) в 1775-78 годах полностью обновили весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь, родовую усыпальницу. |
8. Окно главного дома. |
После смерти бездетного Салтыкова имение в 1786 году перешло к помещику Сергею Домашневу и его брату Ивану. Архитектурный ансамбль усадьбы при них заметно обновляется. К храму типа «восьмерик на четверике» пристраиваются приделы и парные колокольни (классицизм). |
9. Дом двухэтажный кирпичный с применением в деталях белого камня. Главный фасад украшен пилясторным портиком с фронтоном, нижняя часть стен рустована. Ряд помещений сохранил своды. |
10. Дом находится в руинированном состоянии. |
11. "Внутри дома были узкие, по сравнению с высотой комнаты, высокие окна. Настольная керосиновая лампа разбрасывала гигантских размеров тени по углам темно-бордовых стен и потолку" - Борис Пастернак, "Люди и положения". |
В начале XIX века усадьба Молоди перешла во владение Марфе Яковлевне Кротковой, которая очень много жертвовала на храмы и монастыри. Кротковы владеют усадьбой более 30 лет, и к этим временам - 1838 год - относится самый полный, дошедший до нашего времени план села Молоди. Правда, большая часть составляющих ансамбля не сохранилась, но этот проект позволяет нам судить о его планировочной структуре. На плане времён Кротковых в центре садово-парковой планировки располагалась неизвестная постройка, имеющая крестообразную форму, от которого отходили в разные стороны парка лучи аллей: к малым прудам разной формы, которых на плане насчитывается семь. |
12. |
13. |
14. |
15. |
В 1830-х годах после смерти М.Я.Кроткой усадьба по ее духовному завещанию переходит А.Д.Бестужевой, жене действительного статского советника А.В.Бестужева, который в свою очередь продает имение с земельным наделом лесопромышленнику Ивану Васильевичу Бородину - последнему хозяину усадьбы перед Октябрьской революцией 1917 года. |
16. Своды и камин. |
17. |
18. |
Борис Пастернак, проводивший с родителями лето 1913 года в имении Молоди, запечатлел его угасающую красоту в мемуарном очерке «Люди и положения». Дом екатерининской эпохи с его большими и пустынными залами в то время сохранял жалкие остатки меблировки. Письменный стол, за которым работал поэт, с настольной лампой, томиком Тютчева и неизменным букетом полевых цветов «казался одиноким и загадочным строением, неожиданно возникшим среди пустыни». Комнаты с вытянутыми прямоугольниками окон, узкие и длинные коридоры представлялись невероятно высокими – их потолки терялись в густой тени, а эхо шагов гулко отдавалось в разных концах дома. Полинявшие темно-бордовые стены были лишь отблеском былой роскоши. |
19. |
20. Молоди и позднее не раз перестраивалось в угоду моде или прихотям владельцев, постепенно теряя свою художественную значимость. |
21. |
22. Флигель занимает двухэтажный кирпичный корпус рубежа XVIII-XIX веков. Рустовка стен нижнего этажа, оконные впадины и карниз служат его скромным убранством. |
В советское время в здании главного дома усадьбы располагалась школа. К главному дому была пристроена пристройка, совершенно не отвечавшая общему архитектурному стилю. Впоследствии здание забросили, сейчас продолжается его разрушение. |
23. |
24. |
25. Усадьба находится в великолепном природном окружении, в тенистом парке с лучами радиально расходящихся аллей. |
26. Громадный парк при реконструкции имения, вероятно, был заложен на новом месте, на это указывает несовпадение планировочной оси дома и парковой структуры, но, несомненно, он был хорошо продуман. Веер аллей, раскрытый на восток, первым встречал восход солнца, которое поднималось из-за прудов. |
27. Пейзажный парк XVIII века с остатками лучевых аллей и многочисленными прудами в трёх уровнях довольно обширен и живописен. |
28. Система прудов в парке, расположенных на разных уровнях на естественном склоне рельефа, является уникальным гидротехническим памятником инженерной и архитектурно-планировочной мысли второй половины XVIII - начала XIX веков, не уступавшей таким известным ансамблям, как Кусково, Марфино, Яропольцы. |
29. Водные пространства, окружающие поместье с севера и востока, то загадочно сквозят в просветах между деревьями небольшими почти пересохшими чашами, то открываются обширными гладкими поверхностями. Устроенные в трех уровнях и питаемые подземными ключами, они усложнялись сетью каналов, искусно созданными заводями и заливами. На острове среди зелени возвышалась романтичная беседка, ее недоступность и возможность добраться только по воде придавали ей еще больше загадочности. |
30. Обширный пейзажный парк с копаными прудами разбит на основе лучевой планировки, которая прослеживается по остаткам липовых и частично еловых аллей. |
Каждый год вблизи от Молоди проводится военно-исторический фестиваль «Битва при Молодях» в память о сражении 1572 года. |
31. Один из многочисленных ключевых прудов. |
32. Двухэтажный амбар выстроен из кирпича в XIX веке. Вдоль главного фасада с дверными проемами в два яруса расположены деревянные террасы, остальные фасады прорезаны маленькими оконцами. |
33. В начале XVII века на погосте в Молодях стояла деревянная церковь Воскресения Христова. |
34. Флигель с амбаром поставлены позади дома так, что вместе с ним образуют панораму. |
35. Усыпальница представляет собой кирпичную оштукатуренную квадратную постройку конца XVIII века, увенчанную невысокой пирамидой. Фасады обработаны белокаменными двухколонными портиками дорического ордера и рустованными пилястрами по углам. |
36. Воскресенская церковь в стиле классицизма сложилась за два строительных периода. Основной объем храма типа "восьмерик на четверике" сохранился от постройки 1706 года. Существующую композицию с боковыми портиками и двумя башнями колоколен по сторонам западного фасада здание приобрело в последней четверти XVIII века. Внешние формы и декоративное убранство ещё проникнуто духом барокко. Масляная живопись в интерьере - поздняя. |
"План церкви". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г., том 2. |
37. Вход в Воскресенскую церковь. |
"Усадьба Молоди. Генплан". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г., том 2. 1- дом, 2 - службы, 3 - амбар, 4 - церковь, 5 - усыпальница. |
Старые фотографии |
Фото до 1975 года. "Воскресенская церковь". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г., том 2. |
Фото до 1975 года. "Усадебный дом". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г., том 2. |
1986 год. Фотография Андрея Агафонова http://sobory.ru/photo/151024 |
1986 год. Фотография Андрея Агафонова http://sobory.ru/photo/151024 |
1999 год. Усыпальница. Фотография Андрея Агафонова http://sobory.ru/photo/151024 |
Старые карты |
XVIII век. |
1792 год. |
1796 год. |
1840 год. |
1890 год. |
1939 год. |
1957 год. |
1989 год. |
2014 год, Google. |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information