Появление усадьбы связано с участником Куликовской битвы, уроженцем Волыни, Дмитрием Ивановичем Волынским-Боброком. Название Вороново закрепилось при внуке Боброка – Михаиле Гргорьевиче Волынском. Он был воеводой при Иване III, и носил прозвище Вороной. Одним из самых известных личностей из родах Воронцовых был крёстный А.С.Пушкина – Артемий Иванович Воронов. После Воронцовых, начиная с 1800 года, усадьбой владели Ростопчины. Московский генерал-губернатор Фёдор Васильевич Ростопчин, в 1812 году сжёг свой дворец при приближении французов. В Вороново не раз приезжал из-за границы Гастон де Сегюр, сын дочери Ф.В. Ростопчина, Софии де Сегюр, популярной детской писательницы. В 1856 году Вороновым владели Шереметевы, а последними владельцами, вплоть до 1917 года являлись Сабуровы. Сейчас на территории бывшей усадьбы расположен Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России...
Владельцы усадьбы: Начало XVI века - Вороной-Волынский, 1728 - 1740 гг.- А.П. Волынский, 1789 -1800 гг. – Воронцовы, 1800 - 1856 гг. - Ростопчины, 1856-1894 гг. – Шереметевы, 1894-1917 гг. - Сабуровы.
Архитекторы усадьбы: Карл Бланк, Николай Александрович Львов.
Усадьбу посещали: Екатерина II, Гастон де Сегюр.
Сохранность усадьбы: Усадебная церковь, усадебный дом, голландский домик, башня конного двора, парк, пруд.
Адрес усадьбы: Подольский р-н, село Вороново.
Дата фотографий: 2014 год, 12 октября.
2. Спасская церковь сооружена во второй половине XVIII века. Яркий представитель архитектуры барокко, она по стилистическим признакам приписывается творчеству К.Бланка. |
В начале XVI века усадьба принадлежала старинному дворянскому роду Волынских, родоначальником которого был участник Куликовской битвы - Дмитрий Михайлович Волынский-Боброк. Это именно тот Боброк, чей засадный полк принёс победу русским войскам. Волынским его называли из-за его места рождения, он был из Волыни.
Его внук, Михаил Григорьевич, служил воеводой при царе Иване III и носил прозвище Вороной. Так его потомки стали называться Вороными-Волынскими. Александр Иванович Воронов-Волынский—правнук Михаила Григорьевича—первый известный нам владелец усадьбы Вороново.
|
Фото до 1975 года. "Спасская церковь". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г. |
"План церкви". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г. |
3. Церковь Спаса Нерукотворного с приделами вмч. Артемия и Марии Египетской (позднее Николая Чудотворца) и отдельно стоящей колокольней — усыпальница четы Воронцовых, выстроенная в 1752-62 годах в стиле позднего барокко. В советское время храм не закрывался, благодаря чему первоначальный интерьер сохранился до наших дней. |
В трудах Холмогоровых указано, что в конце XVI—начале XVII веков “в селе Воронове находились: двор вотчинников два двора людских да крестьянских и 6обыльских шестнадцать дворов”. |
4. Новая каменная церковь во имя образа Спаса Нерукотворного была построена на месте старой деревянной. |
Дочь Александра Ивановича, М.А. Булгакова, постригшаяся в монахини, “отказала” Вороново Троице-Сергиевской лавре. Но по челобитной окольничего Федора Васильевича Воронова-Волынского родовая вотчина была ему возвращена в 1640 году. К тому времени село несколько разрослось: кроме двора боярского, в нем было 15 крестьянских и 13 бобыльских дворов. |
5. Двери храма. |
После смерти Федора Васильевича в 1646 году владение перешло к его племянникам, братьям —Василию, Михаилу и Якову Семеновичам Волынским. Василий Семенович Волынский служил воеводой в Одессе. В 1658 году он стал окольничим, затем в 1668 году наместником в Чебоксарах. Был также послом, а 1676 году получил боярское звание. Позже он возглавил Посольский Приказ, но, оставив службу, уехал в свое имение Вороново, где вскоре, 16 сентября 1681 года, умер. |
6. В оконных проемах - узорные кованые решетки. |
В начале XVIII века владение вотчиной перешло к племяннику Василия Семеновича - Василию Ивановичу Волынскому. Он владел Вороново с 1704 по 1726 год, и в этот период усадьбе уделялось большое внимание. Кроме двора владельца и 49 крестьянских дворов, здесь уже есть скотный и конюшенные дворы. А в 1709 году на месте старой церкви выстраивается новая - во имя образа Спаса Нерукотворного. |
7. Церковь Спаса — тип храма “восьмерики на четверике”, трактованный по-новому в соответствии с композиционными приемами, характеризующими формирование стиля русского классицизма. Крепованные фасады, обработанные в ордерных формах, насыщены архитектурной пластикой. Развитые карнизы, наличники сочного рисунка, картуши и лепнина над окнами сообщают им почти скульптурную выразительность. |
8. Cтаринные надгробия на церковном кладбище. |
В 1720 году Вороново перешло к племяннику Василия Ивановича — Артемию Петровичу Волынскому (1689-1740 гг.), талантливому и образованному человеку, видному русскому государственному деятелю. Свое детство Артемий Петрович провел в находившемся в 16 километрах от Воронова имении своих родственников Салтыковых Красной Пахре. Он был женат на Александре Львовне Нарышкиной, двоюродной сестре Петра I. |
9. В колокольне, сооруженной, по-видимому, тоже Бланком, но несколько позже церкви, сохранен традиционный ярусный строй, свойственный русским башенным композициям допетровского времени. |
Служебную карьеру Артемий Петрович начал в 1715 году, став послом в Персии. Как истинный патриот, ненавидевший господство иноземцев, Волконский начал борьбу против всесильного в те годы Бирона и “бироновщины”, надеясь на поддержку дворянской партии, но не рассчитал свои силы. В 1740 году он был арестован, имущество было конфисковано, а семья выслана в Сибирь. Возникло известное “Дело Волынского”, и в июне месяце того же года Волынский был казнен. Трагическая судьба Артемия Петровича, его мужество и пламенная любовь к отечеству вдохновила поэта Рылеева, взявшего сюжетом для одной из своих “Дум” борьбу Волынского с Бироном, “пришлецом иноплеменным”. |
10. Вид от колокольни на церковь. |
11. У колокольни уникальная разработка ордерной структуры, богатство декора, введение больших арочных проемов, благодаря чему здание пронизано светом и воздухом и кажется необычайно легким, как бы сливающимся с окружающей природой. |
Имение переходило из рук в руки, и только при императрице Елизавете Петровне, в 1742 году, оно вновь перешло к Волынским. Единственный сын Артемия Петровича вскоре скончался, и Вороново было отдано в приданое одной из дочерей Волынского — Марии Артемьевне (1725—1792 гг.),— вышедшей замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова (1719—1786 гг.). И.И.Воронцов дослужился до чина генерал-поручика, был президентом вотчинной коллегии, находившейся в Москве, но не сделал такой блестящей служебной карьеры, как его старшие братья. После женитьбы на Марии Артемьевне он вышел в отставку и поселился в Воронове. С 40-х годов XVIII века при нём начинается период расцвета усадьбы и формирование дворцово-паркового ансамбля. |
12. Колокольня с высоким золоченым шпилем, украшенная по ярусам крепованными колоннами, доминирует над купами вековых деревьев парка. |
13. Роль аллеи как центральной оси композиции усадьбы в целом усилена переходом ее в прямую, в виде стрелы, дорогу, соединяющую Вороново с соседними имениями. |
Со временем Вороново досталось крестному отцу А.С. Пушкина — Артемию Ивановичу Воронцову. А.И. Воронцов и отец поэта С.Л. Пушкин являлись родственниками: они были женаты на сестрах. Артемий Иванович после смерти отца предпринял грандиозные работы по улучшению усадьбы, главным образом по перестройке главного дома и конного двора. К строительству был привлечен известный русский зодчий и о6разованный человек своего времени Николай Александрович Львов. Барская затея осуществлялась за счет тяжелой и беспощадной эксплуатации крепостных. Дмитрий Петрович Бутурлин, женившийся впоследствии на дочери Артемия Ивановича, в письме, датированном 21 июня 1793 года пишет: “Вы помните Вороново времен Ивана Илларионовича также как и я. Ну что же. Вы ничего не узнали бы. Дом — настоящий дворец, примерно в таком же духе, как дом в Москве, а может быть он еще больше. Вкус Львова узнается в колоннадах и ротондах. Бог знает, когда все будет окончено. Что же касается меня, я живу в Голландском домике, построенном еще Бланком во времена Ивана Илларионовича. Имение великолепное, леса и прочее в полной красе”. Судя по дошедшим до нас чертежам архитектора Львова (МАСиА), дворец включал трехэтажный корпус и два боковых флигеля одинаковой высоты, соединявшихся с центральной частью двухэтажными переходами. |
14. Пруд в усадебном парке. |
15. Изгиб береговой линии пруда не ровный, вследствие чего водоём не охватывается взглядом целиком и виден лишь до поворота, примерно от плотины до островка. |
По свидетельству современников, Артемий Иванович создал великолепную усадьбу, но окончательно разорился и вынужден был искать покупателя. Именье было приобретено графом Федором Васильевичем Ростопчиным. Год продажи Воронова — 1800 — известен из письма Д Н. Бутурлина, датированного этим годом, в котором он пишет: “идет речь о продаже Вороново и довольно серьезно и хотя покупатель не называет себя, кажется это граф Ростопчин, мой тесть просит 350 тысяч, но вероятно, отдаст за 300 тысяч”. |
16. Пейзажи южной части пруда характеризуются тем, что границы водной поверхности не видны. Такой прием также был рекомендован теоретиками и практиками садово-паркового искусства прошлого. Благодаря новому повороту берега, водная поверхность пруда, кажется, не имеет конца, и дорожка невольно увлекает все дальше и дальше. Пейзаж противоположного берега также меняет свой характер, берег слегка повышается, смешанный массив уступает место светлой ажурной березовой роще. |
При Ростопчиных начинается новый период в жизни усадьбы. Вороново становится любимым местом пребывания Федора Васильевича и его семьи. В течение двенадцати лет с момента приобретении усадьбы и до Отечественной войны 1812 года Ростопчины живут в Воронове сначала круглый год (до 1806 года), а затем с весны до осени, переезжая только на зимние месяцы в Москву. |
17. Вид на лечебно-реабилитационный центр. |
В течение двенадцати лет размах хозяйственной деятельности Ростопчина в усадьбе поистине грандиозен. Как и многие помещики конца XVIII и начала XIX веков, Ф. В. Ростопчин — “англоман”: он вводит новые методы земледелия и овощеводства, механизирует рабочие процессы. |
18. Парковая аллея. |
По отзывам современников, блестящие результаты были достигнуты в области коннозаводства. Среди иностранных специалистов, прибывших в Вороново в начале XIX века, были очень образованный и опытный ветеринар — немец Рейнер, большой знаток коннозаводства, англичанин Андерсон и наездник Рохвиц. |
19. Подготовка к зиме. |
Из письма Головина, датированного 8 июля 1802 года указано про садовника: “что же касается садовника, может быть найду вам квалифицированного специалиста в Верлице, здесь (в Берлине) нет садовника, который отвечал бы вашим требованиям”. В следующем письме от 2 августа того же года Головин сообщает, что “молодые люди едут в Любек, а оттуда в Россию в Вороново, контракт заключен на три года… садовник с жалованием в 620 рублей”. Сведения скудные, но чрезвычайно интересные. Как известно, Верлиц — один из лучших дворцово-парковых ансамблей второй половины XVIII века в Германии. Талантливые садовники Эйзербек, Неймарк и Шох создали парковые композиции в Верлице. По всей вероятности, здесь воспитывались кадры опытных садоводов, именно такой садовод нужен был Федору Васильевичу. |
20. В свое время парк украшали многочисленные произведения "малых форм": беседки, гроты, павильоны. |
21. Единственным документом, позволяющим судить о плане усадьбы в середине и начале второй половины XVIII века, является межевой план 1766 года (ЦГАДА). На плане четко нанесена обсаженная деревьями старая Калужская дорога, чрезвычайная ширина которой объяснилась ее стратегическим значением. Центром усадебного комплекса являются два рядом стоящих жилых дома, из которых больший — каменный, а меньший — деревянный, расположенный параллельно дороге, недалеко от нее. Интересно отметить, что местоположение главного дома в последующие периоды и в настоящее время совпадает с местоположением этих двух корпусов в 60-х годах XVIII века. Значение этих зданий как центра архитектурной композиции подчеркнуто перпендикулярной им широкой аллеей, пересекающей дорогу. |
В сентябре 1812 года Вороново, расположенное между Москвой и знаменитым Тарутинским лагерем, становится свидетелем военных событий. Кутузов создаст видимость отступления русской армии по Рязанской дороге. На самом же деле, незаметно для французов, он резко поворачивает на запад и выходит на старую Калужскую дорогу у Красной Пахры и затем двигается на Тарутино. |
Фото конец XIX века. Источник: История Подольска. |
22. Усадебный дом. Один из последних владельцев усадьбы С.Д.Шереметев в очередной раз перестроил главный дом в стиле необарокко. Последняя большая реконструкция здания относится к 1979 - 1985 гг. |
Московский генерал-губернатор Ростопчин находится в арьергарде русских войск и в ночь на 20 сентября останавливается бивуаком в Воронове. Владелец демонстративно сжёг свой дворец, чтобы он не достался врагу. Была найдена записка, прикрепленная на дверях церкви, в которой говорилось: "Жители этих мест, в числе 1710-ти покидают его при вашем приближении, и я поджег свой дом, чтобы он не был осквернен вашим присутствием … здесь вы не найдете ничего, кроме пепла…". Действительно, свидетелей гибели дворца очень удивил тот факт, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур. Вероятно, какая-то часть сокровищ усадьбы была заблаговременно спрятана. Историки-романтики надеются, что также в подземной системе, прокопанной под парком скрыта богатейшая библиотека и фамильные реликвии. Эта тайна Воронова так до сих пор не разгадана. |
23. От жилого дома к пруду спускается “регулярный” сад. Здесь использована трехлучевая система аллей. |
При пожаре погибли два ценнейших произведения русской архитектуры конца XVIII века — дом и конный двор. Центральный корпус сгорел не дотла и в дальнейшем был частично восстановлен, но, уже без прежнего великолепия. |
24. Голландский домик с высокими фигурчатыми фронтонами, белокаменными деталями и декоративными вазами — повторение одного из парковых павильонов шереметевского Кусково, выдержанное Карлом Бланком в стиле петровской эпохи. |
25. Голландский домик расположен высоко над прудом, но по отношению к главному усадебному корпусу и к регулярному липовому саду он находится на заниженном участке. Западный его фасад обращен к пруду, а восточный — к саду, очевидно, устроенному на “манер голландский”, т. е. с регулярной разбивкой и цветочным оформлением. Похожее расположение мы можем заметить в усадьбе Кусково. |
Последующие годы вносят мало изменений в общую планировочную структуру усадьбы. После смерти Федора Васильевича Ростопчина в 1826 году семья продолжает жить в Воронове в летние месяцы. Владельцем становится Андрей Федорович Ростопчин. Женой Андрея Федоровича Ростопчина была Евдокия Петровна Сушкова, — талантливая русская писательница и поэтесса, передовая для своего времени женщина. В 1847 году Андрей Федорович и Евдокия Петровна Ростопчины уезжают из Петербурга на постоянное жительство в Москву и все летние месяцы проводят в Воронове. |
26. Балкон на мощных кронштейнах с узорной металлической решеткой оживлял центр фасада. |
Дважды, в 1839 и 1842 годах, в Вороново приезжает из заграницы Гастон де Сегюр, сын дочери Ф.В. Ростопчина, Софии де Сегюр, популярной детской писательницы. Ученик известного французского художника Делароша, он делает ряд зарисовок с архитектурных сооружений и видов Воронова, представляющих определенную ценность для исследователя. |
27. Главным декоративным элементом фасадов двухэтажного Голландского домика является высокий ступенчатый щипец, украшенный с боков волютами. |
1935 г. Источник: История Подольска. |
28. Аллея вдоль пруда. |
Во владении Ростопчиных усадьба находится до 1856 года, затем переходит к другим владельцам. Её приобретают Шереметевы — сначала Александр Дмитриевич, а затем Сергей Дмитриевич. Но в конце XIX века главный дом значительно перестраивается. При сохранении габаритов дома 40-х годов (с расширенной галереей), количества и размеров окон главного корпуса и флигеля с переходом, все южное крыло полностью было разобрано. Появились высокие мансардные крыши, к фасаду, выходящему на парадный двор, была пристроена открытая аркада, на которой во втором этаже устроен балкон. |
29. Вид на пруд со стороны Голландского домика.
|
30. Как следует из письма Бутурлина, голландский домик был жилым, в нем останавливались гости владельцев усадьбы. |
31. Княгиня Дашкова в своих мемуарах пишет, что Екатерина II “остановилась ненадолго в прекрасном имении моего дяди графа Ивана Воронцова”. |
У А.Д. Шереметева Вороново приобрёл его брат, граф С.Д. Шереметев для приданого своей дочери Анны, вышедшей в 1894 году замуж за графа А.П. Сабурова, сына сенатора и археолога. При них дом был несколько перестроен. Сабуровы стали последними владельцами Воронова. Граф Сабуров был арестован и расстрелян в 1919 году, а его жена, Анна Сергеевна, прошла и тюрьму, и ссылку, двое их сыновей погибли в лагерях. |
32. Беседки в парке. |
33. В селе Воронове Екатерина II провела ночь. Дом графа и перспективы были иллюминированы. В пятницу 18 декабря 1775 года в Воронове перед обедом ее императорское величество вышла из своих внутренних апартаментов и вместе с кавалерами из свиты играла в шахматы. |
34. Родовой герб Шереметевых. |
35. Главный усадебный дом. |
В 1949 г. главный дом усадьбы был перестроен, в нем был размещен дом отдыха, главным украшением которого остается Воронцовский парк – один из лучших образцов садово-паркового искусства XVIII века.
В настоящее время на территории усадебного комплекса находится санаторий. |
36. В 1949 году сохранившаяся «коробка» перестроена для размещения дома отдыха. «При этом здание получило в центре восточного фасада новую пристройку с сильно выступающим портиком. Северное крыло (флигель и бывший переход-галерея) почти не подверглось изменениям, а южное восстановлено по его образцу». |
37. Вид на парк от главного усадебного дома. |
38. |
39. Площадь перед Главным домом. |
Сейчас на территории бывшей усадьбы расположен Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России. При центре есть также конный клуб. |
"Усадьба Вороново. Генплан". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г. |
40. Здание художественной галереи в посёлке Вороново. |
За пределами усадьбы в самом поселке Вороново можно посетить местную картинную галерею (пос. Вороново, 70). Коллекцию живописи художников советского периода в начале 70-х гг. начал собирать председатель местного колхоза, который после выхода на пенсию решил заняться скульптурой. |
41. Новые постройки в посёлке. |
42. Угловая башня конного двора. |
1950-е г. Источник: История Подольска. |
43. Гостиница в селе Вороново, бывший дом культуры. |
Фото до 1950 г. Источник: История Подольска. |
Старые фотографии |
Фото до 1985 года. |
Фото начало XX века. Источник: История Подольска. |
Фото до 1955 года. "Спасская церковь". Архитектура Подмосковных усадеб, 1955 г., Тихомиров Н.Я. |
Фото до 1985 года. "Вороново. Галерея фотоискусства". Художественная галерея, 1985 г. |
Фото конец XIX века. Источник: История Подольска. |
1937 г. Источник: История Подольска. |
2000 г. Источник: История Подольска. |
1970 г. Источник: История Подольска. |
Фото до 1975 года. "Голландский домик". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г. |
Фото до 1985 года. "Вороново. Художественная галерея". Художественная галерея, 1985 г. |
Фото до 1985 года. "Вороново. В зале художественной галереи". Художественная галерея, 1985 г. |
Фото до 1975 года. "Колокольня". Памятники архитектуры Московской области, 1975 г. |
Начало XX века. Источник: История Подольска. |
Фото до 1980 г. Источник: История Подольска. |
Начало XX века. Внутри главного дома. Источник: История Подольска. |
Художества |
1997 год. Неизвестный автор. |
1839 г. Рисунок Гастон де Сегюр. |
Старые карты |
1792 год. |
1821 год. |
1890 год. |
1928 год. |
1939 год. |
1989 год. |
2014 год. Google. |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information