В Италии проводятся недели русского палладианства, в то время как собственная усадьба главного последователя архитектуры Палладио Н.А. Львова находится на грани исчезновения. Храм Воскресения в Никольском - одна из самых прекрасных ротонд русской архитектуры; дом Львова - это самые инновационные апартаменты конца XVIII столетия, погреб-ледник-пирамида; уникальная кузница на Петровой горе - всего четыре постройки из двух десятков сохранилось с XVIII века. Я уже рассказывал про другие усадьбы, авторство Львова в которых бесспорно. Это подмосковная усадьба Введенское рядом со Звенигородом, самая знаменитая тверская усадьба Знаменское-Раек, усадьба дедушки Львова Арпачево. Свое родовое гнездо - Черенчицы архитектор обустроил полностью по своему вкусу. Назвал Львов усадьбу своим именем и именем своего небесного покровителя Николая, - Никольское...
Строительством своей усадьбы Н.А. Львов занялся с начала 1780-х гг., начав с создания хозяйственного комплекса. Хозяйственные сооружения, благодаря необычной архитектурной форме - дровяной сарай с классическим портиком, с колоннами, создающими галереи вокруг здания, землебитный скотный двор с шестиколонным портиком, погреб в виде пирамиды; кузница из дикого камня-валуна в
холме - включены в парадную зону усадьбы.
Дом, в два с половиной этажа, с бельведером, поставлен в центре усадьбы, на пригорке. Нижний этаж отделан рустовкой, а верхние украшены четырехколонным ионическим портиком. Позднее к центральному дому решили пристроить флигели, но, по-видимому, возвели лишь западный, а восточный если и построили, то был он деревянным и просуществовал очень недолго. |
|
2. Вид на главный дом со стороны парадного двора. |
|
3. |
|
4. В наружной стене дома сохранились воздухозаборники
и воздухопроводящие внутристенные каналы. |
|
5. После революции долгие годы в доме была школа. |
|
Cвой дом Николай Александрович оснастил новшествами и удобствами ("умный дом" по нашему): из колодца, находившегося внутри здания, водоподъемная машина подавала воду в бельэтаж, отапливался дом
по "воздушной" системе, которую Львов сконструировал и описал в книге "Пиростатика воздушных печей". Камины также были особого устройства - своего рода кондиционеры: через отдушины в наружной стене дома поступал свежий воздух, проходя через змеевик камина, он нагревался, затем по каналу поступал в
своеобразные вазы, наполненные розовой
водой, что стояли рядом с камином.Через
решетки ваз свежий, теплый, ароматизированный воздух наполнял комнаты.
Камины украшали чугунные плакетки
художественного литья. |
|
6. Cквозь слои побелок можно увидеть фрагменты живописи плафонов; на полу, в местах, где облезла масляная краска - геометрический узор трехцветного паркета; осколки беломраморных подоконников. |
|
7. Центральный зал занимал высоту двух этажей и был очень хорошо освещен: кроме окон, имел оригинальное верхнее освещение - через остекленный проем пола в зале бельэтажа.
|
|
8. Вид на дом с места расположения уже несуществующей водоподъемной машины. |
|
От флигеля вымощенная белым камнем дорожка вела к погребу. Погреб в Никольском трехъярусный. Верхний ярус - световентиляционная камера, второй - наземный - своего рода павильон. Нижний ярус пирамиды - ледник, в него ведет отдельный арочный подземный вход. В леднике "использовались природные грунтовые воды, промерзавшие в зимний период в подземном резервуаре-накопителе до дна благодаря продуманной системе вентиляции". Вход в погреб украшен аркой из необработанного камня-известняка, что контрастировало с гладкой поверхностью стен пирамиды. По обе стороны входа расположены полукруглые ниши. Стена лоджии с входной дверью была оштукатурена и расписана фресками, что создавало переход к интерьеру. |
|
9. |
|
10. Деревня Черенчицы, по правую сторону за домами находился сыроваренный завод. |
|
11. Пирамида. |
|
12. Высота пирамиды - 7,35 м, основание грани - 8,96 м. Облицовочные плиты толщиной около 8 см соединены между собой в шпунт. |
|
13. Внутреннее пространство пирамиды представляет
собой систему трех купольных сводов, расположенных в три яруса, с общей центральной
осью. |
|
14. Сохранились фрагменты росписи интерьера, выполненные в технике гризайль. Свод украшает розетка и орнамент в бордово-серебристых тонах, по верхней части стен проходит гирлянда из цветов и лент, внизу стены, по периметру, изображена балюстрада. |
|
15. Здесь хорошо было укрыться от летнего солнца, отведать фруктов, прохладительных напитков. |
|
16. На замковом камне была нарисована львиная маска. |
|
17. Дорога на луга. По правую сторону начинается Петрова гора с кузницей, по левую сторону находился английский парк. |
|
Четырехкамерная кузница в Никольском строится одной из первых из усадебных построек (на камне высечена дата: 1783), она как будто вросла в склон Петровой горы. |
|
18. Над кузницей на Петровой горе Львов построил миниатюрную усадьбу для своего друга, Петра Лукича Вельяминова (см. ниже старые рисунки). Двухэтажный дом и хозяйственные постройки были землебитными. С балкона гостевого дома открывался вид на парк и пруды. |
|
19. Остатки построек на Петровой горе. |
|
20. |
|
21. В кузнице размещались горн и наковальня, отапливаемая комната для кузнеца, подсобные помещения для хранения угля, навес для ковки лошадей. |
|
22. Романтический декор кузницы - ниши наподобие гротов, арки из разноцветного камня-валуна были особенно выразительны при вспышках горна. |
|
23. Остатки дубовой аллеи между главным домом и усыпальницей Львовых. |
|
24. Николай Александрович Львов, его супруга Мария Дьякова и несколько поколений их потомков были погребены в Воскресенском храме. После революции их останки были распылены вокруг церкви и по всему усадебному парку. |
|
Н.А.Львов умер и был похоронен здесь же, в Черенчицах. Его безвременная смерть глубоко потрясла друзей. Г.Р.Державин посвятил этому печальному событию такие строки: |
|
Плакущие березы воют, На черну наклоняся тень; Унылы ветры воздух роют; Встает туман во всякий день - Над кем? - Кого сия могила, Обросши повиликой вкруг, Под медною доской сокрыла? Кто тут? Не муз ли, вкуса друг?... Уж нет тебя! Уж нет! - Придите Сюда Вы, дружба и любовь! Печаль и вздохи съедините, Где скрыт под пеленою Л[ьвов]. |
|
25. Проект этой церкви-ротонды был выполнен, видимо, в 1783 г. 8 января 1784 г. Н. А. Львов подает прошение о выдаче храмозданной грамоты. Закладка нижней церкви состоялась только в 1789 году. Храм строился с 1789 до сер. 1790-х гг. |
|
26. Среди образцов, вдохновивших Н. А. Львова - Темпьетто Браманте и круглые храмы античности в Риме и его окрестностях. В облике церкви явно преобладают палладианские и античные римские черты. |
|
27. Церковь строилась одновременно с Иосифовским собором в Могилеве, для оформления ее фасадов Н. А. Львов выбирает римско-дорический ордер, напоминающий о храме Браманте, построенном на месте распятия св. апостола Петра. |
|
28. Небольшие изящные сдвоенные колонны коринфского ордера в пролете входной арки верхней церкви напоминают интерьер церкви св. Констанции в Риме. |
|
29. Купол, опирается на антаблемент, имеющий рельефный растительный фриз с включением виноградных гроздьев и птиц, клюющих виноград, наподобие мозаичных украшений церкви-гробницы св. Констанции. |
Арт |
1787 г. Никольское. Дом П.Л. Вельяминова. Рисунок Н.А. Львова. |
1787 г. Дом П.Л. Вельяминова на Петровой горе. Рисунок Н.А. Львова. |
1789 г. Каскад в Никольском. Рисунок Н.А. Львова. |
1780е гг. Мария Алексеевна Львова. Гравюра с портрета В.Л. Боровиковского. |
Каминная плакетка из дома в Никольском. Из фондов ВИЭМ (Впервые опубликована в книге "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб", 2008, И.А. Бочкарева). |
1812г. М.Н. Воробьев. Вид села Никольского. |
Конец XVIII - начало XIX в. Усадьба Никольское-Черенчицы по картине неизвестного художника. Фотография из коллекции А.М. Харламовой. |
XIX в. Усадьба Никольское-Черенчицы по картине неизвестного художника. |
XIX в. Водоподъемная машина. Виньетка к стихотворению Г.Р. Державина "Память другу". Рисунок И.А. Иванова |
1860 г. Храм Воскресения - мавзолей. Рисунок В.Д. Поленова. |
1860 г. Главный дом в усадьбе Никольское-Черенчицы. Рисунок В.Д. Поленова. |
Старые фотографии |
Начало 1780-х гг. Дом в деревне Черенчицы. Проект Н.А. Львова. Гравюра с собственноручной надписью автора: "Дом в деревне Черенчицы, 15 верст от Торжка. Прожектировал, чертил, иллюминовал, строил, гравировал и живет в нем Николай Львов". |
План главного дома. С сайта http://arch-grafika.ru |
1780-е гг. Дровяной сарай. Проект Н.А. Львова. Экспонируется на выставке русских палладианцев в Венеции. (источник: https://www.facebook.com/groups/nikolskoyecherentchitsy/). |
1789 г. Грот. Проект Н.А. Львова. (источник: https://www.facebook.com/groups/nikolskoyecherentchitsy/). |
Далее идут две иллюстрации из книги Бориса Соколова "Правило из котораго великия можно вывести красоты!" Вновь найденный экземпляр "Теории садового искусства" К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова. |
1920-е годы. А. Греч использовал отметки Н.А. Львова в своей работе "Архитектор Н. А. Львов". Источник: http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=177 |
Крайней точкой в заочном споре Львова с Хиршфельдом является надпись, сделанная им в описании парка Хесхенберг (Heeschenberg), вряд ли очень значительного, но находящегося "в двух немецких милях" от Киля и, следовательно, посещаемого автором книги. На одиннадцатой странице этого текста (до конца описания остается еще пять) Львов размашисто написал: "О Сукинъ Сынъ!" (2, 177 ч). /461/ |
1961 г. Кузница в Никольском. Источник: Будылина, М.В.; Брайцева, О.И.; Харламова, А.М. «Архитектор Н.А. Львов», 1961 г. |
Кузница в усадьбе Никольское-Черенчицы. Фасад, план. Обмерные чертежи. Источник: Будылина, М.В.; Брайцева, О.И.; Харламова, А.М. «Архитектор Н.А. Львов», 1961 г. |
до 1980 г. Погреб-пирамида. Источник: Глумов А.Н. "Н.А. Львов/Послесл. А.М. Харламовой; Примеч. А.Б. Никитиной.-М.:Искусство, 1980. (серия "Жизнь в искусстве"). |
Погреб-пирамида. Источник: Будылина, М.В.; Брайцева, О.И.; Харламова, А.М. «Архитектор Н.А. Львов», 1961 г. |
до 1980 г. Никольское. Мавзолей. Источник: Глумов А.Н. "Н.А. Львов/Послесл. А.М. Харламовой; Примеч. А.Б. Никитиной.-М.:Искусство, 1980. (серия "Жизнь в искусстве"). |
до 1980 г. Интерьер мавзолея. Фрагмент. Источник: Глумов А.Н. "Н.А. Львов/Послесл. А.М. Харламовой; Примеч. А.Б. Никитиной.-М.:Искусство, 1980. (серия "Жизнь в искусстве"). |
до 1986 г. Храм Воскресения (Мавзолей). Источник: Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М., М.Издательство Советская энциклопедия, 1986. |
до 1994 г. |
Конец 90-х гг - начало 2000-х гг. Погреб-пирамида. (C) фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля. Источник: http://www.proselki.ru/topics/cherenchitsi/cherenchitsi.topic.htm |
Конец 90-х гг - начало 2000-х гг. Главный дом. (C) фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля. Источник: http://www.proselki.ru/topics/cherenchitsi/cherenchitsi.topic.htm |
Старые карты |
|||
1792 год. |
|||
1797 год. |
|||
1821 год. |
|||
1850 год. |
|||
1850 год. |
|||
1879 год. |
|||
1887 год. |
|||
1890 г. |
|||
1950-е гг. |
|||
1982 г. |
|||
2010 г. |
|||
Карта-схема усадьбы Никольское-Черенчицы. |
|||
|
1. Усадебный дом |
13. Зернохранилище |
|
Жирным отмечены сохранившиейся постройки, курсивом - частично сохранившиеся. Источник: "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб", 2008, И.А. Бочкарева |
В следующих постах будет рассказ про львовские усадьбы - Митино и Василево.
Источники и ссылки
Всех с Новым 2015ым годом!!!
Journal information