Очередной рассказ о фильме, судьба которого, тесно переплетается с историей усадьбы. На этот раз затронем бывшее имение Волконских - Суханово - дворянскую усадьбу конца XVIII—XIX веков, превращеную стараниями княгини Е.А. Волконской (1770-1853 гг.), дочери екатерининского сановника А.П. Мельгунова (1722-1788 гг.) в яркий памятник русского классицизма. Усадьба располагается неподалеку от Москвы, примерно в 1,5 км от города Видное, на высоком берегу речки Гвоздянки. В 1991 году, за очень короткий срок, буквально в течение месяца, на территории ее парка и непосредственно в самом доме был снят малоизвестный и промелькнувший мимо нас фильм "Графиня". Давайте же вернемся на четверть века назад, в перестроечную эпоху и по фотографиям из фильма оценим состояние усадьбы, когда страна сама находилась в плачевном положении...
Режиссер: Дмитрий Шинкаренко
Оператор: Элизбар Караваев
Композитор: Сергей Белимов
В фильме снимались: Людмила Чурсина, Евгений Сидихин, Владимир Аникин, Александра Захарова, Ольга Аросева, Нина Агапова, Владимир Ивашов, Ирина Азер
Производство: "ЛОГОС"
Премьера: июнь 1992 года
2. Обложка фильма на DVD. |
Сюжет удивительной романтической истории происходит под Новый год в русской усадьбе XVIII века [Суханово], где в настоящее время расположился Дом Творчества союза писателей СССР. Ожидая на праздники свою девушку Жанну (Александра Захарова), здесь живет и трудится над своим новым романом молодой и подающий надежды писатель Никита Шувалов (Евгений Сидихин). Работая под покровительством маститого писателя, он продает ему свои рукописи и позволяет присваивать их авторство. В предпраздничные дни в бывших покоях Графини заселяется со своими детьми немолодая, но все еще красивая женщина Нина (Людмила Чурсина), удивительно похожая на бывшую хозяйку. В скором времени Никита знакомится с этой интересной женщиной и несмотря на разницу в возрасте постепенно понимает, что она ему не безразлична. Любовь и фантазии молодого талантливого писателя превращают современную женщину в Графиню. Но старые стены хранят память о былом, и хозяйка является сюда из прошлого... Так кто же эта женщина, в которую влюбляется писатель? |
3. Логотип студии, снявшей фильм. |
4. Первый кадр из фильма показывает нам карету, запряженную лошадьми, мчащихся по мосту через овраг. |
Из воспоминаний режиссера Дмитрия Шинкаренко в интервью Елене Караколевой говорится, что замысел фильма возник внезапно: «Как-то мне предложили посмотреть часть снятого уже фильма, который по мнению продюсеров не удавался. Посмотрев, я убедился, что продолжать снимать картину в том же духе нельзя (получался, на мой взгляд, не фильм, а радио спектакль). Перед продюсером встала задача: или закрыть фильм, или переснять. Решили переснять. Предложили мне. Я в это время работал над сценарием «Вараввы». В ожидании спонсоров своего будущего фильма решил снять «Графиню». |
5. Данный кадр пытается воссоздать для зрителя времена прошедшей эпохи. На фоне беседки "Храма Венеры". |
6. Главный дом. |
7. Графиня, вернувшаяся в свои покои. |
8. Следующим кадром режиссер плавно переносит нас из прошлого в настоящее, пытаясь познакомить зрителя с главными актерами, и наравне с ними насладиться красотами интерьеров дворца, собрав всех вместе в одном из его помещений по обе стороны экрана. |
Сценарий фильма был стремительно переписан. Была собрана съёмочная группа. Со слов режиссера, ему очень повезло, это были прекрасные мосфильмовские профессионалы. Из них стоит отметить второго режиссера Наталью Птушко, оператора Элизбара Караваева, художника по гриму Тамару Крылову, для которой эта картина стала последней в её жизни. |
9. |
10. Справа от нас мы замечаем Нину с её детьми. Рассмотрев данный кадр, мы проследуем в распахнутую дверь слева, и... |
11. ...перед нами откроется изумительный вид на территорию усадьбы с её холмистыми окрестностями, небольшим прудом и протекающей совсем недалеко речкой. |
12. Интерьеры помещения на момент съёмок фильма. |
13. Актер Евгений Сидихин, сыгравший одну из главных ролей в фильме, - писателя Никиту Шувалова. |
14. В коридоре главного дома перед завтраком. |
Стоит сказать пару слов и об актерах, принявших участие в съемках фильма. Из них в кадре мы можем заметить таких блестящих мастеров как Людмилу Чурсину – народную Артистку СССР (1981 год), лучшую актрису по опросу журнала «Советский экран» в 1969 году. К великому огорчению ушедшего от нас в 1995 году в возрасте 55 лет Владимира Ивашова – народного артиста РСФСР (1980 год). Виталия Леонова (1926-1993 гг.), снимавшегося в таких культовых фильмах как «Они сражались за Родину», «Белый Бим Черное ухо». Этот список можно продолжать и дальше. А также Ольгу Аросеву, чуть более года назад покинувшую нас, народную артистку РСФСР (1985). |
15. Один из входов в усадьбу. |
16. Вид на дворец со стороны аллеи. |
17. На фоне парадного фасада дворца. |
18. Евгений Сидихин (стоит) и Владимир Аникин (сидит) у беседки, глазами впитывающих очаровательную красоту усадебного комплекса. |
19. Виталий Леонов. Это один из последних его фильмов. Через 2 года после съемок актера не стало. |
Вспоминая об актерах первой величины, режиссер фильма в интервью как-то добавил, что фильм благодаря им и состоялся: "У старших мастеров — неисчерпаемый кладезь профессионального опыта, кинематографической культуры, чего не скажешь зачастую о моем поколении. Если бы не все эти люди, думаю, фильм можно было не снимать. |
20. У беседки "Храма Венеры". |
21. В кадре Ольга Аросева, восхищающаяся величием усадьбы. |
22. Купол ротонды-усыпальницы, который с таким впечатлением рассматривала Ольга Аросева. |
23. Внезапно Ольге Аросевей попался в глаза кадр, сильно напоминающий нам картину Леонардо да Винчи "Тайная Вечеря". От такой неожиданной встречи актриса аж перекрестилась, попятившись назад. |
24. Главный вход в усадьбу. |
25. А это уже лестница, соединяющая все три этажа дворца. |
26. Актер Евгений Сидихин, гуляющий по величественным залам дворца. |
Что-же касается молодых актеров, принявших участие в фильме, стоит отметить Владимира Аникина, скоропостижно ушедшего от нас совсем недавно в 2008 году, сыгравшего в фильме роль Клима. Дочь известного режиссера Марка Захарова - актрису Александру Захарову, судьба которой чуть ранее в 1984 году пересеклась с усадьбой Ляхово - усадьбой, через 8 лет которой не повезет с качественным кино под названием "Печальный рай" (рассказ о котором вы могли видеть на страницах нашего сайта ранее) - телевизионном музыкальном фильме "Формула Любви". И без сомнений великолепного актера Евгения Сидихина (со слов моей мамы, увидевшой его на обложке к фильму и воскликнувшего: "Здесь он еще такой молодой!".) Что тут добавить, время не щадит никого. |
27. Людмила Чурсина и Ольга Аросева. |
28. Одна из многочисленных картин, висящих в зале дворца. Вопрос к знатокам... |
29. Уходящая вникуда в свете фонарей аллея парка со статуей и белыми лавочками вдоль неё. |
30. Въездные ворота с табличкой "Дом Творчества Союза Писателей СССР". |
Затрагивая тему кинопроизводства того времени, Дмитрий Шинкаренко вспоминает первый день съемок фильма, употребляя при этом фразу - нищенское существование. Стоит подметить, не только кинематографом единым на тот период времени. «Первый съемочный день. Привозят карету. Мне показалась она странной: больше на катафалк похожа. Но времени заменить на другую нет. Фильм нужно снять за месяц. Художник Александр Толкачев что-то подделал на ходу. Начали снимать. Карета не идет: лошади скользят по льду. Карета развалилась. Скрутили кое-как железками. А там в карете - наша Графиня с детьми. Втолкнули как-то карету в кадр. Лошади чуть-чуть проехали и остановились наконец в нужном месте. Подбегает лакей. Открывает дверцу. И остается с дверцей в руках... Толпа зевак заходится в хохоте. Что делать?!» |
31. |
32. За чтением книг. |
33. Евгений Сидихин, спешащий вниз по лестнице со стороны паркового фасада дворца. |
34. |
35. Гуляющие в парке туристы. |
36. "Храм Венеры". Владимир Аникин (1962-2008) (слева) и Евгений Сидихин (справа). |
37. Нина (Людмила Чурсина) и Никифоров - маститый писатель (Владимир Ивашов). "Храм Венеры" на заднем фоне. |
38. Первый этаж дворца. Впереди лестница на последующие этажи здания. Величавые напольные часы слева. |
39. Украшенная большим колличеством всевозможных игрушек и гирлянд ёлка, создающая атмосферу праздника, в одном из залов бывшего имения Волконских. |
40. |
«Никто, кто видел фильм, не относится к нему плохо» - добавляет режиссёр фильма. А на этот же вопрос, говоря от себя: «У меня осталось ощущение от картины, как о чем-то светлом, теплом, праздничном на фоне серых будней нашей безрадостной жизни». |
41. Музыка, танцы и игра в ручеек. |
42. |
43. Запечатленный оператором Элизбаром Караваевым кадр с видом на усадьбу, сияющей от всевозможных огней, в ночное время. Эх, существовала бы возможность отправиться в прошлое, лет так 150 назад, и сравнить этот кадр с нашим временем. |
44. Не долго музыка играла... В центре зала можно разглядеть лишь одинокую кошку, приводящую себя в порядок после шумных празднеств. |
45. Все ложатся спать. |
46. Утро, парк, пенек, 100 грамм... На следующее утро где-то на территории усадьбы. Банальная жизненная картина в любой зоне отдыха и в наше время. |
47. На одной из скамеек парка. Дети играют с щенком. |
48. В кадре боковая часть дворца. |
49. Грусть и печаль в одном кадре. |
50. Интерьеры зала усадьбы. |
51. Экипаж подан, и мы мысленно отправляемся вслед за Графиней. Занавес закрывается. Конец фильма. |
52. И этот миг нам даёт возможность в последний раз насладиться удивительной архитектурой дворца на фоне прекрасной мелодии. |
Стоит отметить завораживающее очарование музыкальной инструментальной темы (Скачать музыкальную композицию) в этом фильме, написаной композитором Сергеем Белимовым. В меру печальная, в меру чарующая, растворющая нас полностью и позволяющая парить как птицы над величевственными историческими памятниками, доставшимися нам от наших предков. Эти пейзажи старины пытаются донести до нас сквозь прекрасную струящуюся музыку, что сейчас может произойти что-то необычное, и она действительно уносит нас в то прекрасное время - серебряный век - век расцвета и заката Российской Империи. |
53. Портрет Графини (Людмилы Чурсиной), показаный в самом начале и самом конце фильма. |
Я не посещал усадьбу Суханово уже на протяжении семи лет. И на страницах моего сайта пока еще нет рассказа о ней. А почему бы сейчас, после просмотра фильма нам не взять и не съездить еще раз в бывшее имение Волконских и вновь запечатлеть на объективы наших камер чарующую красоту человеческой мысли и насладиться атмосферой необратимой эпохи и тогда возможно в этот раз мне удастся разгадать её тайну... |
Выражаю благодарность моему брату Дмитрию за нахождение возможно и небольшого, но очень важного кусочка в истории усадьбы - фильма, позволившего всем нам оценить состояние усадьбы, её интерьеров и экстерьеров на тот период времени (1991 год), а также написание текста. |
Приятного просмотра... |
Ссылки
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1513/annot/ - информация о фильме "Графиня" |
http://www.kinopoisk.ru/film/44598/ - информация о фильме "Графиня" |
http://www.kinopoisk.ru/film/81432/ - информация о фильме "Формула любви" |
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/5115/annot/ - информация о фильме "Печальный рай" |
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2909744 - скачать и посмотреть фильм "Графиня" можно здесь, благодарность выражается человеку под ником intellect. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Суханово_(усадьба) |
http://sidikhin.narod.ru/film1.html - интервью режиссера фильма |
Предыдущие рассказы о фильмах в усадьбе: |
Усадьба ЛЯХОВО, Домодедовский район, 1991-92 год, фильм "Печальный рай" |
Спасибо, смотрим фильм, слушаем музыку и комментируем...
Journal information