Расположенный на возвышенности, на левом берегу реки Пахры, окруженный с трех строп березовым лесом и дубняком, прячась в тишине и уединении подмосковного леса, Крестовоздвиженский монастырь в Лукино поражает взор путника своим величием и красотой, а еще он в себя скрывает историю усадьбы Лукино, от которой осталась усадебная церковь, а на месте, где стоял усадебный дом, сейчас вырыт монастырский пруд, а место, где похоронены владельцы усадьбы Головины, застроенно коттеджами...
Село Лукино является одним из северных поселений Домодедовского района, находится в бассейне реки Пахры на левом ее берегу ниже по течению села Колычева и не столь далеко от деревни Куприяниха. |
2. Южная стена монастыря. |
В начале XVII века село упоминалось как деревня Лукино Московского уезда Терехова стана. |
3. Юго-восточная часть Крестовоздвиженского монастыря. |
В писцовых книгах 1627-1628гг. указано: «За Иваном Ивановым сыном Есиповым, что было преж того за Иваном да за Истомою Сунбуловыми, и с тем жеребьем, что после было за братом его Борисом Есиповым, деревня Лукино на взгорье, у реки Пахры, а в ней двор помещиков, двор крестьянской и двор бобыльской, пашни паханые…. |
4. Дорога к юго-восточному входу в монастырь.. |
…А владеет Иван Есипов тем поместьем по государеве по ввозной грамоте, за приписью дьяка Андрея Вареева 129 г. (1621 г.)». «Во 142 г. (1634 г.) Иваново Подмосковное поместье Есипова, опричь примерной земли, что примерено сверх его дачи из того ж поместья в дер. Лукине с пустошми пашни 100 чети, дано племяннику его Ивану Дмитриеву сыну Есипову в подмосковное поместье. |
5. Вознесенский собор. |
«Во 154 г. (1646 г.) в деревне Лукине насчитывались 2 двора крестьянских, 1 двор бобыльской в них 4 человека». (Переписи, кн. 9809). |
6. Юго-восточный вход в монастырь, слева от входа усадебная церковь. |
«Во 186 г. (1678 г.) Лукино было сельцом, оно находилось в Ратуеве стану в приходе Воскресенской церкви, что в селе Колычеве, в сельце состояли двор вотчинников (Коковинского) с 9 челов. деловых людей, 2 дв. крестьянских и двор бобыльской, в них 7 челов.» (Переп. кн. 9811). |
7. Ограда была построена в конце XIX века. |
В 1687 году село Лукино упоминается как «Поместье стряпчего Льва Коковинского село Лукино двор помещиков и 3 дв. крестьян» (Дозорн. кн. 122 и 141). |
8. Старая береза, возможно, ровесница монастыря. |
В 1709 г. по переписным книгам Ратуева стана значится: «...за стольником Федором Федоровым Хрущевым сельцо Лукино, на реке Пахре, а в ней двор вотчинников, в нем живет прикащик и 5 дв. крестьянских, людей в них 5 человек (кн. 9819). В 1719 г. в сельце Лукине была построена Спасская деревянная церковь, и сельцо стало селом. |
9. Вид направо от юго-восточного входа в монастырь, на дальнем плане Вознесенский собор. |
Федор Федорович Хрущев в 1719 г. писал в Поместный Приказ: «В прошлом 1717 г. бил челом я в именованный великому государю, чтоб мне по обещанию своему построить в Терехове стану, Московского уезда, в деревне Лукине церковь Божию Всемилостиваго Спаса, и по указу великого государя, а по благословлению преосвященного Стефана митрополита рязанского и муромского, меж патриаршества, построить повелено и о храмоздании дан указ, а к той церкви попу с причетники обещался я дать земли в той деревне Лукине 10 чети в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, и чтоб великий государь пожаловал его велел вышепоказанную землю и сенные покосы к оной церкви справить и о том в Казенный приказ послать память». |
10. Усадебная Крестовоздвиженская церковь, вид с южной стороны от пасеки. |
По смерти Федора Федоровича Хрущова село Лукино принадлежало с 1734 г. его сыну Андрею. А.Ф.Хрущов был казнен в сентябре 1740 г. в правление императрицы Анны Иоанновны. Село Лукино от него перешло к его жене вдове Анне Александровне с детьми Николаем, Иваном, Марьею и Елизаветою и за ними оно утверждено в 1741 г. отказною книгою, в которой упоминается: «В селе Спасском, Лукино тож, церковь Всемилостиваго Спаса деревянная с церковною утварью» (Вотч. колл. кн. 42, 72). |
11. Крестовоздвиженская церковь. |
Лукино в начале XVII века относится к Терехову стану. За тем в 1678 г. по переписным книгам Лукино относится к Ратуеву стану, в 1709 г. Лукино также относится к Ратуеву стану. А в 1719 г. в письме Ф.Ф.Хрущева в Поместный приказ указано, что Лукино Терехова стана. Таковы исторические документы. Границы станов менялись во времени. В XIX веке село Лукино называлось Лукино-Спасское и относилось к Островской волости Подольского уезда (1892 г.). |
12. Крестовоздвиженская церковь, вид с южной стороны, со стороны бани. |
В середине XIX века селом Лукино до отмены крепостного права владел ротмистр Николай Иванович Головин. В 1859 г. в селе Лукино - Спасское насчитывалось 8 дворов, в них 35 мужчин и 41 женщина. |
13. Звон в колокола. |
По смерти Н.И.Головина его жена вдова Александра Петровна стала владелицей села Лукино, она содействовала основанию в Лукине Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря, которому она передала 212 десятин земли. |
14. Кроме усадебной церкви, от усадьбы остался небольшой парк. |
Начало монастырю положила женская богадельня (существовавшая при Флоро-Лаврской церкви с. Старого Яма с 1837 г.; в 1856 переименована в молитвенный богадельный дом), преобразованная в женскую общину (1865 г.) и переведенная на место, где сейчас находится монастырь. |
15. Дорога с западной стороны усадьбы. |
В 1870 (1887?) г. община, носившая имя Фроло-Лаврской, возведена в степень монастыря со штатом из игумении, казначеи, 28 монахинь и соответствующего числа послушниц. |
16. Здание приходской школы. |
В монастыре было три храма: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, падаренной в 1855 году Флоро-Лаврской общине митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым); в честь Воздвижения Креста Господня и Вознесенский собор, освященный в 1896 году.
|
17.
Больница за пределами монастыря. |
При содействии московской почетной гражданки М.Я. Мещериной, соседки по имению своему с общиной, устроены церковно-приходская школа с приютом на шесть девочек-сирот и больница на пять кроватей с небольшой аптекой. Усердием все той же М.Я. Мещериной была открыта богадельня для немощных стариц из числа сестер; в июне продолжена часть ограды на восточной и южной стороне, построены две угловые башни, у южных въездных ворот - каменное здание бани и прачечной, а к осени построен двухэтажный деревянный дом для приюта. |
18. Вознесенский храм. |
Архитектура комплекса конца XIX-XX веков сочетает в себе мотивы эклектики и ложнорусского стиля. Монастырская территория поделена на три функциональные части: парадный двор, внутренний двор со службами, парк с бывшей усадебной церковью. |
19. Вид от северо-западного входа в монастырь на усадебную аллею. |
Центр архитектурного ансамбля - Вознесенский собор, его мощные главы хорошо обозримы с дальних расстояний. Краснокирпичный, с белокаменными деталями он строился по проекту С. В. Крыгина с 1890 -1893 гг. |
20. Усадебная парковая аллея.
|
Четырёхстолпный, пятиглавый собор на высоком полуподвале, без апсид - монументален и праздничен. Его наружное убранство - это межъярусные аркатуры и кирпичное узорочье, покрывающее барабаны, верх лопаток и полуциркульные закомары. |
21. Вознесенский собор. |
Расположенный среди монастырских строений, напротив снятых ворот, что находились под колокольней, храм прежде всего обращал па себя внимание своей величественностью. Верх его венчали пять глав с вызолоченными крестами. |
22. Детский реабилитационный центр находится за пределами монастыря на севере. |
В храм вели три входа, над которыми устроили крытые паперти. Внутри своды храма поддерживались четырьмя столбами, из которых два были скрыты иконостасом. |
23. Новое здание по дороге к северо-западному входу в монастырь. |
Все три алтаря располагались в один ряд, а иконостасы находились на возвышении в дне ступени. У правого столба, скрытого иконостасом, помещалась храмовая икон Вознесения Господня, у левого - такая же икона Успения Богоматери.
|
24. Парковая аллея и вдалеке вход в монастырь. |
Всех икон в иконостасе, учитывая изображения и на Царских вратах, насчитывалось более ста, и выполнены они были во фряжском (итальянском) стиле, на золотом чеканном фоне, а по краям украшены эмалью. |
25. Остатки парка. |
Росписи сводов и стен церкви включали около 150 библейских сюжетов и были исполнены в одном стиле с иконами иконостаса. Они отличались, по словам очевидцев, «изяществом, легкостью, красотой, многочисленной позолотой».
|
26. Сестринский корпус во имя Иерусалимской Иконы Божьей Матери. |
Помимо перечисленных и описанных церквей монастыря, на его территории располагалось в то время много прочих зданий. Стоит начать от западных ворот, что находились около колокольни. |
27. Вознесенский собор. |
Сама колокольня – невысокая, построена в 1874 г. |
28. Вид от Вознесенского собора на усадебную церковь, между ними монастырский пруд. |
Для размещения сестер и разных монастырских служб имелись отдельные здания. Белый, или "Трапезный», корпус, как уже говорилось, перенесли в Лукино из села Старый Ям при переходе общины. |
29. Монастырский пруд. На этом месте стоял сгоревший усадебный дом. |
Впоследствии деревянный верх дома переделали на каменный, с устройством в восточной половине его и прилегающем храме отопления. |
30. Вознесенский собор, вид от монастырского пруда. |
В подвальном этаже дома находились камера для отопления, келарня (особая кладовая в монастырях для хранения продуктов и других припасов) и кельи для монахинь. |
31. Монастырский пруд. |
В первом этаже меньшую половину занимала смежная с Иерусалимским храмом трапезная сестер, небольшие комнаты ризницы и буфетная. |
32. Дорога от Вознесенского собора в сторону усадебной церкви, восточная сторона монастыря. |
На втором этаже - во всю длину здания - по обеим сторонам неширокого коридора находились кельи сестер. Здесь же размещалась и богадельня. |
33. Новое монастырское строение. |
В так называемом «красном» корпусе, одну стену которого северная сторона монастырской ограды, и тоже двухэтажном, находились в одно время просфорная (или просвирная, где пекутся просвиры), хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и до десяти келий.
|
34. Усадебная церковь и вдалеке Колычево. |
Белый двухэтажный корпус, расположенный к югу от соборного храма, предназначался для сестер, и в нем было тридцать две кельи. Построили его в 1893 г., на средства благотворителя Василия Федоровича Колобова и в честь него назвали Васильевским. |
35. Интересно предназначение данного здания. |
При входе и монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней находился деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители, который построили в 1909 г.
|
36. Крестовоздвиженская церковь. |
Дом настоятельницы монастыря первоначально был деревянный, одноэтажный. В мае 1910 г. при игуменье Маргарите пропели закладку нового, каменного, двухэтажного дома. На первом этаже в двух больших комнатах размещались рукодельная и белошвейная (мастерская, где шили белье), а остальные предназначались для жилья сестер. Верхний этаж занимали настоятельские кельи.
|
37. Табличка на Крестовоздвиженской церкви. |
В западной части монастыря, недалеко от нового дома настоятельницы, стояла деревянная двухэтажная монастырская церковно-приходская школа, где обучались до сорока девочек. На втором этаже был приют для шести сирот, живших па полном монастырском содержании. Здание школы построили в 1889 г. при игуменье Евгении. |
38. Крестовоздвиженская церковь. |
Кроме перечисленных строений, в пределах монастырской ограды находилось еще семь отдельных домиков, выстроенных на средства проживавших в них сестер. |
39. Усадебная церковь. |
У южной стены монастырской ограды, по склону горы, находилась монастырская пасека. В югозападном углу монастыря в начале XX в. был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше его, у въездных ворот, стояли каменные баня и прачечная. |
40. Вид на монастырь с южной стороны. |
За монастырской оградой располагались дома причта и хозяйственные постройки. Против Воздвиженском храма и восточных ворот монастыря помещение для священника и дьякона. |
41. Оживает вновь в наши дни Лукинский Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь, судьбой который обязан владельцам усадьбы Лукино Головиным. И уже снова возносятся молитвы к Богу от насельниц монастыря. |
Старые карты |
Второй монастырский священник, который был назначен в 1904г., жил в доме рядом с колокольней, расположенном между двумя фруктовыми садами. Напротив - сосновая роща, посаженная игуменьей Евгенией. В 1911г. на заднем дворе ближе к лесу, была построена и оборудована паровая мельница.
|
1300-1700 гг. |
В центре монастырской территории находился пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 г. дом этот по неизвестной причине сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по важнейшим праздникам совершались крестные хождения для освящения воды. |
1797 год. |
В юго-западной от монастыря стороне, среди монастырских огорода и пашни, стояла небольшая часовня с колодцем. Здесь, по преданию, была когда-то церковь с чтимой иконой святой мученицы Анисии, потому и колодец впоследствии стал известен под тем же именем. |
1860 год. |
Вода этого колодца удивительно чистая и вкусная. В 1901 г. пониже часовни устроили небольшую купальню, в которую поступал избыток воды из колодца. Неемотря на низкую температуру воды в ней (8-10С), многие паломники купались. |
1878 год. |
Среди приезжавших - много благотворителей, в большинстве своем представители купечества. Богатство для русских предпринимателей было не самоцелью, а, прежде всего, средством служить людям.
|
1921 год. |
Построить храм или богадельню - самый традиционный путь служения обществу. В России практически каждая купеческая семья оставила о себе память в виде духовных, социальных и культурных сооружений. |
1939 год. |
Так, в 1910 г. от московского купца Петра Тимофеевича Стулова, на основании его духовного завещания, в мое конскую контору Государственного банка поступило заявление о внесении ценных бумаг, закладных листов Государственного земельною банка достоинством в 1000 рублей на счет № 29653 для хранения и управления Крестовоздвиженским Иерусалимским женским монастырем. |
1982 год. |
Закрытый начале 20-х годов, монастырь в марте 1992 года был передан Московской Патриархии для возрождения монашеского служения делу милосердия и благотворительности. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Фомаида. |
Google |
Сразу же после революции на монастырь начались гонения, а в 1921 году его закрыли, уничтожили кленовый парк, вырубили фруктовый сад. В храмах и зданиях монастыря в разное время размещались табачная фабрика, санаторий и др. |
Google |
В 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян священник монастыря Косма Коротких. Вскоре закрыли Крестовоздвиженский храм, последний храм, где продолжались богослужения после закрытия монастыря. Чудом удалось спасти чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери, тайно вывезенную из монастыря в ближайшее село Мячково. |
Google |
Старые фотографии |
В 1980 году на территории монастыря расположили Всесоюзный центр реабилитации детей. В Крестовоздвиженском храме размещалась администрация Центра. Храм был разделен перекрытием на два этажа и разбит на множество небольших комнат. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры. |
Вид на монастырь с высоты птичьего полеты |
В 1992 году Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Монастырь находится непосредственно под патриаршим попечением, поэтому именуется ставропигиальным. |
Усаедбная Крестовоздвиженская церковь во время ремонта |
К этому моменту территория и большинство зданий монастыря находились в полуразрушенном состоянии, некогда существовавшие фруктовые сады, уникальный кленовый парк и березовая роща за десятилетия были вырублены. |
Старые фотографии 1980-х гг. |
Монастырское кладбище, где похоронены Головины, подарившие обители свое имение, многие благотворители, известный московский художник-пейзажист П.В. Мещерин (владелец соседней усадьбы Дугино) и другие, застроили коттеджами. |
План монастыря |
В июле 2001 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня Екатерина (Чайникова). 25 октября 2001 г. состоялось великое освящение храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Главная святыня монастыря - чудотворная икона - заняла свое достойное место. |
Фото 1913 г. |
25 октября 2002 г. состоялось освящение Крестовоздвиженского храма, которое совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев и духовенства. |
1913 г. |
Матушка Екатерина была возведена в сан игуменьи. А попечители В.Л. Нусенкис и Л.Д. Олищук получили высокие церковные награды от Святейшего за большой вклад в восстановление и украшение монастыря. |
Н.В. Мещерин. Вид от Крестовоздвиженского Лукина монастыря в сторону усадьбы Дугино. 1901 г. |
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/48566861 |
http://www.panoramio.com/photo/48566925 |
http://www.panoramio.com/photo/48566932 |
http://www.panoramio.com/photo/48566947 |
http://www.panoramio.com/photo/48567013 |
Ссылки
Обои на рабочий стол в высоком качестве
Спасибо, есть что добавить?
Journal information