В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика - Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Архитектор Мемахер придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма.
При жизни Александра III его живописная коллекция произведений искусств была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах. С 1947 по 1989 годы дворец использовался как государственная дача, а в 1992 году открылся музей, который стал филиалом Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника...
Массандровский дворец. Часть 1. Замок эпохи Людовика XVI.
Массандровский дворец. Часть 2. Интерьеры дворца.
Массандровский дворец. Часть 3. Выставка "Искусство эпохи соцреализма. Живопись и скульптура 1930-х - 1950-х гг.".
Массандровский дворец. Часть 4. Старые фотографии и карты Массандры.
Дата фотографий: 2014 год, 3 июля.
2. Нижний вестибюль. Для того, чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха, архитектор в первом интерьере - вестибюле вместо традиционных деревянных панелей облицовывает нижнюю часть стен керамическими плитками, расписанными в холодных голубых тонах. |
При создании экспозиции сотрудники Алупкинского дворца-музея старались по возможности точно воссоздать интерьеры дворца согласно замыслу архитектора Месмахера и сделать их такими, какими они могли бы быть при жизни Романовых. |
3. Нижний вестибюль. |
Музей знакомит с искусством дворцового интерьера второй половины XIX века. Сохранившаяся богатая декоративная отделка помещений дворца позволила создать такую экспозицию. Согласно моде того времени, в оформлении интерьеров дворца использованы элементы самых различных стилей. Архитектор применил разные породы дерева - дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украсили красочные изразцы, все двери представляют собой настоящие панно, набранные методом интарсии или в технике выжигания по дереву. Расписные и лепные потолки, резные панели, мрамор каминов в сочетании с красной и желтой медью, витражи, живопись по стеклу, - все это составило великолепный убор комнат, каждой из которых архитектор придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма. Та гармония, которая достигнута в художественном их оформлении, создает особую атмосферу уюта и комфорта, домашнего тепла. Переходя из одной комнаты в другую, попадаешь то в строгую приемную императора, то в торжественный его кабинет, то в интимную опочивальню или же в нарядную и праздничную гостиную императрицы. |
4. Нижний вестибюль. Усиливали ощущение прохлады в вестибюле пол, выложенный метлахскими плитками, и решение окон: они, так же как и входные двери, были оформлены цветными стеклами. После яркого солнца приглушенный, мягкий, радужный свет вызывал чувство покоя. |
5. Нижний вестибюль. Помимо стилизованного орнамента, в росписи этих оригинальных панелей включены целые букеты разнообразных цветов, написанных с почти натуралистической точностью. Это - прекрасная работа Э. Я. Кремера. |
В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика - Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Ему, любящему все русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами. Месмахер постарался в декоре комнат использовать разные материалы и разные художественные техники, чтобы удовлетворить эстетический вкус императора.
|
6. Бильярдная. Во дворце было проведено водяное отопление, камины же, сооруженные почти в каждой комнате, хотя и топились, но прежде всего играли роль украшения. Декоративная обшивка камина художественно "увязана" с панелями, дверьми. Архитектор здесь использует разные техники обработки дерева: резьбу, интарсию, выжигание с подкраской. |
7. Бильярдная.
У входа в столовую висит картина известного русского баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) "Подземная галерея в Эллоре". В коллекции Александра III были работы этого прославленного живописца. Возможно, и данный этюд, украшающий в настоящее время бильярдную, также принадлежал когда-то Александру III, поскольку до революции он находился в Малом Ливадийском дворце, построенном для наследника. После революции картина была перевезена в Государственную Третьяковскую галерею, а оттуда передана в Алупкинский дворец-музей. |
8. Бильярдная. Другую стену у входа в бильярдную украшает большое полотно художника-академиста Вильгельма Александровича Котарбинского (1849-1921) "Песни невольниц". Проникнутый историзмом XIX век своеобразно отразился в живописи русских художников-академистов. Они охотно обращались к прародине всех искусств Италии и черпали в ее прошлом свои сюжеты. В картине "Песнь невольниц" ("Кормление голубей") Котарбинский выступает как яркий представитель академической школы живописи. В ней отсуствует психологическая трактовка сюжета, что было свойственно передвижникам. Главное внимание художник уделяет не состоянию девушек, томящихся в неволе, а передаче красоты интерьера богатого дома римлянина. Исходя из академической "трехцветки", художник с блеском вводит в картину множество оттенков красного, синего, желтого, что составляет живописное богатство полотна. Великолепно передана фактура разных материалов, тонко проработаны все детали. |
9. Бильярдная. Как правило, бильярдные комнаты в русских дворцах XVIII-XIX вв. отделывались в "английском духе". Лепной узор потолка здесь отдаленно напоминает сложные переплеты тюдоровских перекрытий английской архитектуры XVI века. Дубовые панели также были характерным приемом оформления комнат в английских постройках. |
10. Столовая. Рядом с бильярдной расположена столовая, в отделке которой ярко проявился талант Месмахера как декоратора. Именно здесь он в значительной степени использовал стиль Людовика XIII. Она напоминает старинный рыцарский зал. Всеми средствами архитектор стремился придать оформлению романтическую окраску: он спускает деревянные балки, имитирующие конструкции межэтажного перекрытия, поднимает выше роста человека дубовые панели, покрывает их сложной резьбой барочных форм, вплетая элементы рыцарских доспехов. Свободные от декоративного оформления стены и потолки были расписаны ученым рисовальщиком М. Д. Салтыковым многоцветной росписью, общий колорит которой удивительно гармонировал с цветом мореного дуба. |
11. Столовая. В небольшой части столовой, являющейся проходной между сервизной и бильярдной, устроен огромный, во всю стену, камин. Он мощным камертоном, придает всему помещению торжественное звучание. Его венчает впечатляющий фронтон с глубокой, динамичной резьбой по дубу. Формы этой резьбы перекликаются с деталями резных буфетов. |
12. Столовая. Вся остальная плоскость камина отделена майоликовыми изразцами, узор которых повторяет в ином варианте орнамент росписи стен. |
13. Столовая. Месмахер одним из первых архитекторов вводит цветные изразцы в облицовку каминов и в оформление дворцовых помещений. Стремясь возродить утраченные к началу XIX века традиции русских изразцовых печей, он складывает прекрасную изразцовую печь в буфетной (не сохранилась), а все стены ее отделывает кафельной плиткой. |
14. Столовая. Дверь из бильярдной в столовую. |
15. Столовая. Потолок, в котором было проведено водяное отопление. |
16. Раскрытая роспись. |
17. Бильярдная. Вид на партер дворца и сфинксов. |
18. Бильярдная. Комнаты отдыха до дворцах обычно украшались пейзажами. Бильярдная разделяется столбами, за которыми выделена небольшая галерея, обращенная окнами в парк. Помещенные в зале преимущественно крымские пейзажи дополняют виды из окон. Они написаны художниками конца XIX века, многие из которых часто работали по заказам царской семьи. |
19. Бильярдная. Стену между входной дверью и камином украшает большое полотно Владимира Донатовича Орловского (1842-1914) "Крымский пейзаж в окрестностях Алушты" (1870 г.) (картина справа от камина). Хотя эта картина не была заказана императором, в ней изображено местечко Кучук-Ламбат, которое впоследствии стало одним из южнобережных царских имений. |
20. Бильярдная. Работа одного из известных художников-академистов Федора Андреевича Бронникова (1827-1902). Почти всю жизнь проживший в Италии, художник, тем не менее, был хорошо знаком русскому обществу своими полотнами на исторические темы. Он часто принимал участие в выставках передвижников. Творчество Бронникова очень ценилось русской аристократией. Картины его охотно покупала царская семья, были они в коллекции Александра III и датской королевы - матери Марии Федоровны. Бронников был известен и своей благотворительной деятельностью на ниве просвещения художественной молодежи. |
21. Бильярдная. Камин. |
22. Бильярдная. Камин. |
23. Нижний вестибюль. |
24. Нижний вестибюль. В боковых частях вестибюля обращает на себя внимание виртуозная резьба по дереву в переплетах перил лестниц. |
25. Нижний вестибюль. По примеру французских замков XVI века, существенную роль в подобных помещениях играли лестницы. Открытые или спрятанные в башне они связывали или разделяли внутреннее пространство на женскую и мужскую половину, на парадную и интимную части. Красиво изогнутая наружная лестница главного входа во дворец подводит к нарядно оформленной прихожей второго этажа, откуда можно было попасть в приемную Его Величества, либо в приемную Императрицы. |
26. Парадная лестница. Расположена в южной башне дворца. |
27. Парадная лестница. Лестница ведет в залы третьего этажа, где размещена выставка "Искусство эпохи соцреализма.". |
28. Парадная лестница. |
29. Приемная Ее Величества. Высокие дубовые панели делают маленькую комнату похожей на деревянную шкатулку. |
30. Приемная Ее Величества. Мягкие овальные формы дверных рельефов, овальное окно, вмонтированное в сложный резной десюдепорт (наддверное украшение) создают приятную атмосферу покоя. В объемную резьбу декора включены гирлянды фруктов, фигурки путти, имитация ленты, завершающейся стилизованной буквой "М" (что указывает на принадлежность комнаты). Эта стена своим великолепным оформлением предвосхищает стиль "модерн", который в то время начал распространяться в России и Европе. |
31. Кабинет Ея Величества. В этой комнате рисунок паркета наборного дерева не сложный, но он очень динамичный, и невольно зрительно "подводит" к прекрасному резному камину из необычного светло-шоколадного мрамора, над которым предполагалось вмонтировать в стену гобелен. Спокойные теплые тона обивочной ткани, гобелена, камина, панелей со светло-кофейным крытьем служили фоном для изумительной росписи плафона, растительные формы которой являлись как бы естественным продолжением видов, открывающихся из окон. |
32. Кабинет Ея Величества. |
33. Приемная Его Величества. После мягких форм декора Приемной Императрицы, отделка Приемной Его Величества кажется строгой и немного торжественной. Она соответствует назначению комнаты - служить местом деловых встреч либо уединенной работы с книгой. |
34. Приемная Его Величества. Встроенный монументальный книжный шкаф, зеркало-консоль с черной мраморной полкой, трехгранный тамбур, закрывающий винтовую лестницу- мастерски вмонтированы в стены. Двери, панели, решетки водяного отопления, - все эти детали, выполненные из красного дерева в "стиле Жакоб", составляют художественное единство интерьера. |
35. Опочивальня Их Величеств. Для отделки "Опочивальни" архитектор выбирает элементы рококо: изящными, мягкими линиями очерчено обрамление ниши алькова, в нежных пастельных тонах были выдержаны роспись потолка и шитье ламбрекена. |
36. Опочивальня Их Величеств. Сюда не попадает прямой солнечный свет, он рассеивается, проникая сквозь колонны глубокого балкона, на который выходят окна опочивальни. Эффект рассеянного радужного освещения создавали цветные витражи, вмонтированные в потолок балкона (не сохранились). |
37. Кабинет Ея Величества. Здесь снова использованы "прототипы" классицизма. В кабинете Императрицы размещены живописные портреты семьи Павла I. |
38. Прихожая второго этажа. |
39. Прихожая второго этажа. |
Продолжение рассказа в третьей части...
Ссылки
Д.Тарасенко. Южный берег Крыма. 2006 http://www.krim.biz.ua/massandra_dv.html |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information