По замыслу французского архитектора Этьена Бушара здание должно было напоминать королевские дворцы-замки, строившиеся на протяжении XVI-XIX вв. вдоль берегов реки Луары. Дворец достраивался для императора Александра III, хотя ему так и не удалось увидеть дворец в завершенном виде. По желанию его сына, Николая II, строительство дворца было завершено и в память об отце дворец сохранил его имя. Марсанда раньше было греческой деревушкой, жители которой в 1778 году были переселены в Мариупольский уезд.
В 1948 году дворец переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу, куда дважды на отдых приезжал И.В. Сталин, а также Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев...
Массандровский дворец. Часть 1. Замок эпохи Людовика XVI.
Массандровский дворец. Часть 2. Интерьеры дворца..
Массандровский дворец. Часть 3. Выставка "Искусство эпохи соцреализма. Живопись и скульптура 1930-х - 1950-х гг.".
Массандровский дворец. Часть 4. Старые фотографии и карты Массандры.
Дата фотографий: 2014 год, 3 июля.
2. Верхней Массандре была предназначена роль своеобразного ландшафтного заповедника. Роскошные сенокосные луга обширными террасами взбирались к самому подножию гор, лиственные леса чередовались с сосновыми, можжевеловыми и тисовыми. На их фоне живописно выделялись серые глыбы скал с таинственными каменными гротами. Парк формировался постепенно путем замены местных дубово-грабовых насаждений привозными экзотическими деревьями и кустарниками, среди которых самшит, тис ягодный, пиния, катальпа. |
Территория Массандры была заселена с древних времен. Археологи обнаружили остатки таврского поселения и руины средневековых храмов XIV—XV веков. В Античные времена здесь появилось поселение, когда — точно не установлено, но видимо, не раньше XV или начала XVI веков. Рядом с источником Ай-Ян (святой Иоанн) греки построили церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. И хотя после выхода христиан из Крыма храм был разрушен татарами, оставшиеся греки приходили сюда 24 июля в день Рождества Иоанна Предтечи и совершали богослужения. В повелительном листе хана Крым-Гирея за 1782 год упоминаются покинутые греческие деревни «Марсанда» и «Мгараш». К моменту присоединения Крыма к России местность представляла собой развалины, заросшие лесом и дикими виноградными лозами. Академик П.С. Паллас, совершив путешествие по Крыму в 1793—1794 годах, описывает заброшенные земли греческой деревни Марсанда, жители которой в 1778 году были переселены в Мариупольский уезд. |
3. Западный фасад дворца обращен в сторону Ялты, он опоясан открытыми галереями, террасами, балюстрадами, витыми лестницами с ажурными решетками. |
4. С площадки у дворца открывается прекрасный вид на беспредельные просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри.
|
В 1788 году эти земли были подарены Екатериной II французскому контр-адмиралу принцу Карл Нассай-Зигену, начальнику Черноморской гребной флотилии за участие в штурме Очакова. Красота этих мест произвела на маршала неизгладимое впечатление, принц хотел поселиться здесь навечно, но вскоре был вынужден вернуться на родину. Земли Массандры снова перешли в казну, и в 1796 году они были пожалованы помещику Матвею Никитину. Первым владельцем Массандры был экономсоветник Н.М. Смирнов, который свое имение назвал «Дача Богоданная». Землемерный план дачи, снятый в 1797 году, сохранился в Никитском саду. Территория этой дачи огромная — около трех тысяч десятин, она простиралась от Ялты и деревни Ай-Василь на западе, до деревни Ай-Даниль на востоке. В связи с тем, что Смирнов не занимался ни строительством, ни сельским хозяйством, дача уже в 1811 году снова принадлежит казне. Из территории этой дачи по распоряжению дюка Ришелье Х.Х. Стевеном было выбрано место (деревня Никита и разоренная деревня Магарач) для организации Императорского Никитского ботанического сада. В это же время принимается решение о продаже земель деревни «Марсанды». |
5. В центральной части партера, напротив дворца — большой плоский бассейн с фонтанами, у входа каменная ограда с балюстрадой и двумя сфинксами. |
6. Каменные резные колонны со стилизованным факелообразным завершением. Очевидно колонны предназначались для укрепления световых фонарей. |
7. Различные по высоте фигурные кровли, дымовые и вентиляционные трубы сложного профиля, резные из камня фронтоны, наличники, картуши, вазы составляют сложное убранство фасада и создают его неповторимый облик. |
В путеводителе того времени пишется: «Миновавший по шоссе Ялтинский церковный бугор заметит тропинку, ведущую на возвышенность, лежащую с правой стороны почтовой дороги. Дорожка эта ведет в крошечную татарскую деревушку Масандру, о существовании которой могут знать только туземцы, потому что она покоится в углублении двух возвышенностей, препятствующих видеть ее со всех сторон, и почти неизвестна официально за отдельное селение, потому что показана внутри округа соседственного с нею помещика». В 1815 году имение купила Софья Константиновна Потоцкая, женщина с романтической судьбой. Графине очень нравились массандровские просторы, и прекрасный климат. Виноградарством и виноделием она тоже не занималась, но мечтала на холмах Массандры построить город — центр всего Южного берега и назвать его Софиополис. Ялта в то время была маленькой рыбацкой деревушкой на побережье. Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Новороссийского края дюка Армана де Ришелье, Софья Константиновна начала строительство замка и парка. Но вскоре Ришелье по политическим мотивам вынужден был оставить свой пост, и идея постройки крупного города умирает. |
8. В отделке фасадов архитектор использовал метлахскую плитку. |
9. |
10. |
После кончины красавицы гречанки дача «Богоданная» перешла по наследству ее дочери Ольге Нарышкиной, супруге генерал-адъютанта Льва Нарышкина, двоюродного брата Михаила Воронцова — генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. У неё-то и покупает Массандру графиня Александра Васильевна Браницкая (теща М.С. Воронцова) для своих внуков, но всеми делами ведал и распоряжался Михаил Семенович Воронцов. Граф, оценив красоту здешних мест, устроил парк и возродил церковь. Новый храм, построенный по проекту архитектора Филиппа Федоровича Эльсона (1793—1867), оригинально смотрелся среди окружавшего его леса. Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм в древнегреческом стиле. Он был построен довольно просто, главный вход украшали четыре колонны дорического ордена и треугольный фронтон, который венчал крест, к входу вели девять мраморных ступеней. Колокольню разместили прямо на ветвях могучего дуба (похожая колокольня была сделана в Ореанде в 1885 году), росшего рядом с церковью. Строительство храма закончили в 1832 году и освятили в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Из под алтаря церкви вытекал источник, который собирался недалеко от церкви в небольшой водоём, украшенный иконами. Храм Иоанна Предтечи посещали члены императорской семьи, в 1837 году здесь молилась императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I. |
11. Верхнее окно южной башни. |
12. |
В 1879 году рядом с церковью наследник генерал-губернатора князь С.М. Воронцов решил построить дворец. Для строительства была выбрана местность, изобилующая живописными скалами, гротами и источниками. Проект дворца, в основе которого лежал тип французского замка эпохи позднего Возрождения со средневековыми башнями, крутыми островерхими крышами и затейливыми мансардами, был готов к 1880 году. Французский архитектор М.А. Бушар поселился в Массандре, и строительство шло довольно успешно. К середине 1881 года дворец был подведен под крышу, но в конце ноября Бушар неожиданно скончался. Вскоре умер и сам заказчик С.М. Воронцов. Строительство дворца надолго остановилось, и жизнь здесь замерла до 1889 года, когда Массандру приобрело удельное ведомство для императора Александра III. В собственность царя перешло «здание в два этажа… сложенное из местной известковой породы камня», с цинковой крышей и подвалами, но абсолютно не оборудованное внутри. Он поручает достроить дворец одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Руководил строительством дворца архитектор О.Е. Вегенер. В декор фасада вносятся многие изменения в стиле модерн. Строительство идет быстрыми темпами, но внезапная смерть императора в 1894 году, отодвигает его окончание. |
13. |
14. В начале XX века двуглавый орел был завершением башни. В традициях французской архитектуры кровля была выложена графитным чешуйчатым шифером-аспидом. |
15. |
Достроили дворец уже после 1921 года, устроив в нем санаторий для больных туберкулёзом. Окружающее пространство изменилось: Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох. На память о тех временах остались лишь несколько мраморных ступеней. В советское время этот прекрасный архитектурный памятник был «закрытым объектом». В 1948 году его переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу, куда дважды на отдых приезжал И.В. Сталин. Здесь регулярно бывали Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев. |
16. Архитектор М.Е. Месмахер перестроил дворец, переосмыслив замысел Э. Бушара, сохранив средневековые детали старой постройки, ввел в декор здания много барочных элементов, придал черты архитектуры раннего барокко - стиля Людовика XIII. |
17. Полукруглая лестница в подпорной стене. За ней находилась дорога, которая вела к гротам и церкви Иоанна Предтечи, возведенной в 1834 г. на средства графа М.С. Воронцова. |
18. С восточной стороны построена подпорная стена с практической целью: чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушали дворец. Но украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она выглядит как неотъемлемая часть дворцового комплекса. |
19. Восточный фасад. Две круглые башни с островерхими завершениями и узкими окнами-бойницами фланкируют нарядный барочный ризалит, увенчатый богато орнаментированным фронтоном из резного камня. |
20. Второй и третий этаж восточного фасада. |
21. В подпорной стене, покрытой майлоиковыми плитами и красной поливной черепицей, устроены шесть фонтанов с львиными масками (прежде на их месте были маскароны сатиров) и большими чашами-раковинами. |
22. В арках раньше размещались копии античных скульптур Аполлона и Гермеса. |
23. Дверь на втором этаже. |
24. Детали двери на втором этаже. |
25. Дверная ручка. |
26. На второй этаж дворца ведет закругленная в плане лестница. |
27. Дверь на второй этаж. |
28. Дворец служил охотничьим домом Романовых. Внутреннее убранство дома было весьма скромным, никаких хозяйственных построек, кроме сторожевого дома, не предполагалось. |
29. Цветочный партер, пруд, сфинксы и две могучие секвойи завершают завершают вид со стороны западного фасада. |
30. |
31. Вокруг дворца при строительстве были установлены 29 скульптур - копии античной коллекции Имераторского Берлинского музея изящных искусств. К настоящему времени уцелели лишь 6 скульптур - два сатира, две химеры, два сфинкса. |
32. Сатир. |
33. Химера. |
Продолжение рассказа во второй части...
Ссылки
"Дворец Александра III" в Массандре". 2007г, изд-во Н.Орианда. http://www.krim.biz.ua/massandra_dv.html |
Предыдущие рассказы про Крым: Дворец Эмира Бухарского в Ялте |
Жду ваших комментариев)
Journal information