Усадьба Старбеево по дороге от усадьбы Петровское-Лобаново в Химках через Химкинский лес в сторону а/п Шереметьево. От усадьбы сохранилась пара деревьев на берегу канала им.Москвы, напоминания о прудах и деревянная церковь XVIII века, которую еще 250 лет назад перенесли в соседнюю деревню Гнилуши...
Первым владельцем этой местности на правах поместья считается окольничий князь Петр Иванович Татаев.
|
2. Остатки усадебного парка вдоль канала Москва. |
Трудно сказать, в каком состоянии ему была пожалована подмосковная вотчина в ХVI веке. Но при нем уже здесь в селе, расположенном на берегу заболоченной речки Гнилуши, у пруда, в окружении убогих крестьянских строений, стояла небольшая деревянная церковь «страстотерпца Егория, а в ней образа, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола». И, конечно же, присутствовал образ святого Георгия, пронзающего дракона.
|
3. На другое стороне через канал напротив Старбеево видны новые коттеджи. |
Обычно так »страстотерпец Егорий» изображался на православных иконах, ведь одна из легенд, посвященная его житию, рассказывает, что когда-то страшный змий, поселившийся в озере, долгое время мучил жителей близлежащего города, и они были вынуждены приносить ему в жертву своих детей.
|
4. Остатки парка и прудов в Старбеево. |
Когда на откуп змею привели прекрасную царскую дочь – христианку – по Божьему благословению явился святой Георгий в образе молодого воина. |
5. Вдоль канала Москвы в усадье Старбеево было два вытянутых пруда. |
Сотворив крестное знамение, он поразил копьем змия, который пал к его ногам. И вновь добро восторжествовало над злом. |
6. Остатки напоминаний о парке и прудах. |
Но, когда мужественный юноша, уверовав в Иисуса Христа, публично принял христианство, и вступился перед императором за братьев по вере, его заточили в темницу. |
7. Парк усадьбы Старбеево находился на том месте, где сейчас ближняя к Химками часть Старбеево примыкает к каналу Москва. |
Претерпев жестокие мучения, он все же не отрекся от Христа, за что и был казнен в Никомедии 23 апреля (6мая) 303 года. |
8. Вид на Гнилуши от Старбеево. |
На Руси святого Георгия издавна почитали, ему посвящались и храмы, в том числе – в поместье Старбеево. |
9. Вид от Старбеево в сторону Химок. |
Какой период времени владел Старбеевым Петр Иванович Татаев, неизвестно. Однако, согласно Писцовым книгам, уже в 1573 году это село и церковь принадлежали Георгию Неклюдову и Михаилу Соманову.
|
10. На то место, где сейчас построена церковь Казанской иконы Божией Матери в Тарбееве и в 20 метрах от нее, была перенесена старая деревянная церковь из Старбеево в Гнилуши. |
В те годы, видимо, вотчина переживала свой упадок. В селе значился двор помещиков, да два двора крестьянских с тремя душами мужского населения. Женщины тогда еще в официальных документах не учитывались.
|
11. Новая церковь Казанской иконы Божией Матери в Тарбееве закрывает деревянную Георгиевскую. |
Остальные дворы – двор боыльский, да три крестьянских – были пусты. Церковь стояла без пения. Никто не проживал и в домах, предназначенных для священнослужителей. |
12. От Старбеево до Гнилуши было недалеко. |
Через 12 лет вотчина в Старбеево оказалась в руках Аксиньи Михайловской, а после нее, некоторое время находилась во владении старицы Вознесенского девичьего монастыря, бывшей княгини Фетиньи Дехтеяровой-Ростовской. |
13. Сейчас на месте деревни Гнилуши вот такие коттеджи. |
В первой четверти ХVII столетия, в 1616г., поместье Старбеево было куплено Григорием Мартемьяновым, и немного позже, в 1623-1624 годах, передано по наследству жене Марии и сыну Луки. |
14. Остатки парковых деревьев в Старбеево. |
К этому времени Россия начала потихоньку залечивать свои раны, нанесенные ей польско-литовской интервенцией и борьбой Бориса Годунова, Василия Шуйского и Лжедмитрия за русский царский престол.
|
15. Дорога в поселке Старбеево. |
Проходивший в феврале 1613 года Земский Собор торжественно провозгласил российским царем 17-летнего Михаила Федоровича Романова. А в 1619 году в России было возобновлено патриаршество, установленное здесь в 1589 году и прерванное кончиной патриарха Ермогена в застенках Чудова монастыря.
|
16. Сейчас Старбеево состоит и старых домов и новых коттеджей. |
Во главе русской православной церкви встал патриарх Филарет, который многое сделал для усиления ее значимости, как в государственных делах, так и в жизни общества. |
17. Завод в Старбеево. |
С этого момента изменяется положение и в селе Старбеево. Увеличилось число его жителей, во дворах священнослужителей поселись «поп Сидор Андреев да дьячок Климко Данилов».
|
18. Пруд в Старбеево. |
Стало втрое больше бобыльских дворов. В пустовавших ранее вотчинников строениях разместились деловые люди. Возросло и число крестьянских дворов.
|
19. Аллея которая вела от усадебного дома к прудам. |
Георгиевская церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну с «жилых церквей» – ведь ей принадлежала пустошь с покосами. |
20. Пруд в поселке Старбеево. |
В 1667 году в Старбеево существовало уже 11 крестьянских да 7 дворов деловых людей, как теперь стали называть дворовых. |
21. Предки рабочего 250 лет назад переносили деревянную Георгиевскую церковь. |
Почему здесь появляются деловые люди? Дело в том, что Мартемьяновы, кроме этого поместья, владели и другими вотчинами, поэтому своих дворовых людей, которым теперь предписывалось выполнять повинности не только по хозяйству, но и обрабатывать вотчинниковые земли для нужд двора, они переселили и в Старбеево. |
22. Химкинский лес. |
После окончательного закрепощения крестьян Уложением 1649 года, и вследствие расширения барской запашки, в ХVII веке вотчинники все больше и больше используют деловых людей в сельском хозяйстве. |
23. Это уже Гнилуши и новая церковь Казанской иконы Божией Матери в Тарбееве. |
Проживая во дворах владельца поместья, они работали скотниками, конюхами, мельниками, плотниками, обрабатывали хозяйские земли.
|
24. Церковь была построена между 1997 и 2003 годом. |
Более ста лет владели своим имением Мартемьяновы, передавая его по наследству. Лишь в 1723 году Старбеево было отписано «к гошпиталю». А спустя шесть лет у него появились новые владельцы. |
25. Церковь двухэтажная, но богослужения проходят только на первом этаже (второй сейчас реставрируется). В храме 4 батюшки.. |
В 1729 году по Указу Верховного Тайного Совета поместье продали из Вотчинной коллегии с торгов – княжне Александре Григорьевне, по мужу Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра 1.
|
26. Старые дома на территории церкви. |
С этих пор история села и храма тесно переплетается с историей этого древнего княжеского рода Долгоруковых (Долгоруких), Рюриковичей по ветви рода Оболенских. |
27. В храме находится часть мощей святой блаженной Матроны Московской. |
Александра Григорьевна, будучи княгиней, вышла замуж за В.Ф.Салтыкова, родная сестра которого Парасковья Федоровна была супругой царя Ивана Пятого. Известно, что дочерью царя и Парасковьи Федоровны Салтыковой являлась Анна Иоановна. |
28. В церкви лучший в Долгопрудном церковный хор, состоящий из выпускников консерватории. Есть воскресная школа для детей. |
Став русской императрицей, она начала жестоко преследовать Долгоруковых.
|
29. Вид в Сторону Лихачево от Гнилуши, сейчас это уже Долгопрудный. |
Родной брат Александры Григорьевны – Алексей Григорьевич, светлейший князь и действительный Тайный советник, член Верховного Тайного Совета, по Указу Анны Иоанновны был сослан в Сибирь и позже казнен. |
30. В воскресенье в 12.30 проходят катахезаторские курсы для взрослых, ведёт их бакалавр богословия Александр Суворкин.. |
Причиной этому послужило то, что Алексей Григорьевич Долгоруков, имевший огромное влияние на Петра II, добился в 1729 году обручения его со своей дочерью Екатериной, и вскоре со своими братьями С.Г. и И.Г. Долгоруковыми, пытался получить подпись больного Петра II на подложное завещание в пользу своей дочери, как будущей российской императрицы. |
31. Вид от деревни Гнилуши на Старбеево. |
Однако, замыслам Долгоруковых осуществиться было не суждено. В 1730 году царский престол заняла Анна Иоанновна. А князей Долгоруковых обвинили в оскорблении Величества, умышленном разрушении здоровья Петра II, казнокрадстве и прочих земных грехах. |
32. Вид от Гнилуши в сторону Терехово и Лихачево (Долгопрудный). |
Их имущество было конфисковано, а сами они отправлены в ссылку: сначала в Воронежскую губернию, а затем – в Сибирь, в Березовский острог, где в 1738 году и состоялась казнь Алексея Григорьевича. |
33. Вид от Гнилуши на Химки. |
Детей Алексея Григорьевича оставили в живых. Но девочки были сосланы в монастыри, а сыновья – на каторгу или в армию. Что касается Александра Алексеевича, впоследствии ставшего хозяином старбеевских владений, то он некоторое время находился в ссылке Тобольске и Вологде, а с 1740 года - на каторжных работах на Камчатке. |
34. Старбеево. |
Лишь 3 декабря 1741 года Указом новой русской императрицы Елизаветы Петровны все оставшиеся в живых Долгоруковы были освобождены. |
35. Параллельно каналу им. Москвы много лыжных трасс. |
Таким образом, в период правления Анны Иоанновны село Тарбеево (так оно называлось в тот момент), оказалось отписанным у княгини Долгоруковой на имя самой императрицы, в 1730 году причислено к Дворцовому ведомству и «того же году пожаловано генералу Андрею Ивановичу Ушакову». |
36. Огороды напротив церкви. |
С приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны, Старбеево возвратилось от Ушакова к прежней владелице. 20 сентября 1742 года в ответ на прошение вдовы Василия Федоровича Салтыкова – Александры Григорьевны, отписанное поместье по именному Указу вновь закрепляется за ней, как прежней хозяйкой. |
37. Казанская церковь. |
Именно с ее персоной долгое время местные старожилы связывали версию о перенесении Георгиевской церкви на новое место.
|
38. Вид со смотровой площадки Церкови Казанской иконы Божией Матери. |
Рассказывали, что однажды барыня, решив отблагодарить крестьян, отрабатывающих у нее барщину, за хорошее прилежание - приказала перенести Георгиевскую церковь поближе, чтобы не столь далеко приходилось ходить им на богослужение. |
39. Остатки Гнилуши рядом с церковью. |
Имя «Георгий» в переводе с греческого языка означает «возделывающий землю» и в России имеет несколько вариаций: Юрий, Егор, Егорий.
|
40. Вид через канал на Старбеево. |
С древних пор на Руси весенний Юрьев день считался началом работ в поле. В этот день служили молебны, испрашивая у святого Георгия благословения в трудах и богатого урожая. Крестьяне верили, что «все звери, вся живая тварь под рукой у Георгия», поэтому обычно в этот день впервые после долгой зимы выпускали свой скот в поле. |
41. Смотровая площадка. |
И, конечно же, для старбеевских крестьян маленькая деревянная церковь святого Георгия Победоносца, к которому они обращались во всех житейских нуждах, почитая как своего защитника и покровителя, имела большое значение в их жизни. Поэтому лучшего подарка от барыни для них не могло и быть. |
42. Скворечник. |
Однако документальные источники говорят о другом. В 1762 году А.Г.Салтыкова продала село Старбеево родному племяннику Александру Алексеевичу Долгорукову. |
43. Перенесенная из Старбеево в Гнилуши Георгиевская церковь. |
Еще 20 лет назад, в документах о возвращении вотчины Салтыковой указывалось, что церковь во имя Великомученика Георгия деревянная и, хотя со всей церковной утварью и большим количеством икон, очень ветхая. |
44. Церковь была построена в 1774 году. |
С годами ее состояние еще ухудшилось. В связи с этим, в 70-е годы ХVIII столетия князь Александр Алексеевич Долгоруков подал прошение о переносе старой, пришедшей в ветхость, церкви в селе Старбеево, на новое место. |
45. Существующая деревянная церковь построена в 1774г. согласно прошению князя Долгорукова. |
Он задумал построить ее ближе к деревне Лихачево. Вскоре храм был перенесен на погост, вдали от жилья. |
46. На соседней звоннице с 1995 года находится новый колокол, а старый, весом более 28 пудов, поставлен рядом на постамент. |
Но, когда имение в 1784 году перешло во владение к детям князя А.А.Долгорукова – Федора, Михаила, Александра – храм перестал пользоваться вниманием хозяев. |
47. Внутри Георгиевской церкви. |
«Клировые ведомости церквей Московского уезда» за 1838 год сообщали, что церковь святого Георгия, будучи деревянной, за время своего существования, снова стала ветхой, утварь ее скудна, причт отсутствует. |
48. Русская печь, отапливающая церковь. |
В Великую Отечественную войну 1812 года, во время вторжения французов, были сожжены рукописи, летописи об истории храма. |
49. Внутри деревянного храма. |
Приход состоял из дворовых людей села Старбеево, дворов деревни Гнилуши, Вашутино, Лихачева, всего 389 человек. |
50. Вокруг Георгиевской церкви кладбище. |
Поблизости от этого храма находилась Петропавловская церковь – в двух верстах (усадьба Петровское-Лобаново), и Спаса Нерукотворного Образа в селе Спасском-Котово (Усадьба Спасское-Котово), расположенном в трех верстах. |
51. Дорога из Старбеево в Химки. |
Старые карты |
В 1852 году владельцем села Старбеева и деревни Гнилуши значился князь Александр Дмитриевич Львов, статский советник, потомок Рюриковичей в 30 колене, первым организовавший в России пожарную охрану. |
1760 год. |
Именно при нем проходила в этой местности крестьянская реформа 1861 года, где числилось 24 крестьянских двора и 85 ревизских душ. По местному положению крестьяне должны были получить добавки к своим земельным угодьям. Однако этого не произошло. |
1766 год. |
В собственности у помещика оставались пруд, мельница. |
1796 год. |
Менялась жизнь в поместье, его хозяева, но стояла Георгиевская церковь, построенная некогда русскими умельцами из дуба и мореной сосны в «обло», т.е. топором. Будучи совсем небогатой, на протяжении нескольких столетий радовала она звоном своих колоколов, неподдельной красотой внутреннего и наружно убранства сердца многих людей, оставаясь для них по-прежнему близкой и дорогой. |
1849 год. |
Поставленная на кирпичном цоколе, церковь состояла из невысокого четверика, завершенного четырехскатной железной кровлей, над которой возвышался обшитый железом восьмигранный барабан с луковичной главой на «круглой шеи» и металлическим ажурным крестом с цепями и «сияньем». |
1860 год. |
Когда -то, в конце ХVII века храм венчал деревянный крест с надписью: «Водружен бысть крест сей церкви святого Великомученика Георгия Победоносца в лето 1684 году. Впоследствии этот крест на главе храма был заменен металлическим, а первый, как драгоценная реликвия хранился в Георгиевской святыне. |
1878 год. |
К востоку к основному объему храма примыкал более узкий, квадратный в плане алтарь с трехскатной кровлей. Первоначально стены церкви снаружи были украшены тонкой резьбой, очень оживляющей вид самого здания. Церковь имела три входа с крыльцами, южный – на столбах, северный и западный - в виде тамбуров. Над боковыми входами в храм, располагались окна. Как и прочие окна, они были большие, прямоугольные, а на них – тесовые наличники. Южный фасад церкви украшали крыльям с резьбой во фронтоне и ограждении. |
1882 год. |
Отапливалась церковь русской печью, сложенной в притворе. Следом за притвором находилась трапезная, отделявшаяся от него стеной с аркой ломаного очертания. Изображения на стенах храма и золотых звезд на голубом куполе предавали ему легкость и торжественность. Иконостас с золочеными резными накладками в виде гирлянд, лент, венков на светло-лимонном фоне состоял из старинных икон, располагавшихся в три ряда. |
1925 год. |
К северо-западу от храма стояла небольшая звонница на массивных, оштукатуренных столбах с низкой шатровой крышей, луковичной главкой и деревянным крестом. В ней висел колокол с узорным орнаментом. |
1928 год. |
В это время по всей стране начались вводиться большие ограничения и в отношении культовой деятельности. Но Георгиевский храм продолжал служить верующим людям. |
1931 год. |
Не смогли ее отстоять и защитить лишь в 1961 году, когда отреставрированная в очередной раз, она была закрыта. В 1974 году опять была взята под охрану государства. Но и это не спасло ее от разрушения. Прохудилась крыша, начали гнить полы, стены, пропали иконы, книги, другая церковная утварь. На глазах у всех постепенно исчезала еще одна частичка истории родного края. |
1939 год. |
Чуть покосившаяся, грустная и обиженная стояла молча более четверти века церковь святого Георгия Победоносца, закрытая от постороннего взгляда разросшимися садами и частными домиками, расположившимися неподалеку от нее. И лишь 5 ноября 1988 года, в год 1000-летия христианства на Руси, у ее стен состоялось первое богослужение. |
1942 год. |
А чуть позже, решением Совета по делам религии при Совете Министров СССР и уполномоченного по Московской области от 6 декабря 1988г. в г.Долгопрудном была зарегистрирована община русской православной церкви и ей официально передано пустовавшее здание храма Георгия Победоносца. Началась подготовка к реставрации храма. За эти годы полностью восстановлен в своем первозданном виде Георгиевский храм. Рядом появилась еще одна церковь во имя Живоначальной Троицы, задуманная по первоначальному проекту как дом причта. Возведен новый храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с шестью приделами. |
1955 год. |
Планируется благоустройство окружающей территории, набережной канала имени Москвы. Возле церковного комплекса будет заложен памятник жертвам политических репрессий. В 1998-99 годах заново отстроена колокольня. |
1968 год. |
На звоннице с 1995 года находится новый колокол, а старый, весом более 28 пудов, поставлен рядом на постамент. Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны находившиеся здесь бойцы Советской армии проверяли силу своего оружия. В конце-концов подвязали к «языку» гранату, взорвали и колокол замолчал. Узнав об этом, полковник запаса Олег Николаевич Пашин, будучи предпринимателем, заказал новый колокол, который стал весить на 14 пудов больше, чем прежний. |
1982 год. |
В настоящее время почти все население Гнилуш проживает в благоустроенных городских квартирах и, следовательно, этого села как населенного пункта уже не существует. |
Google |
Google |
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/49085320 |
http://www.panoramio.com/photo/49085368 |
http://www.panoramio.com/photo/49085893 |
http://www.panoramio.com/photo/49085835 |
Ссылки
Обои на рабочий стол в высоком качестве
Спасибо, есть что добавить?
Journal information